Слайд 1ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «РАЗВИТИЕ КОНВЕРГЕНТНОГО И ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ».
Барабанова Анна Владимировна- учитель русского языка
и литературы ЦО 1679
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ ИСХОДИТ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ПРОБЛЕМ:
снижение общей культуры учащихся,
грамотности, интереса к чтению;
Недостаточно высокий уровень мотивации к учебной деятельности
у школьников;
Слайд 3ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
предложить банк педагогических находок для развития конвергентного
(традиционного) и дивергентного (творческого) мышления учащихся на уроках русского языка.
Задачи:
собрать практический материал по названной теме, систематизировать его;
привлечь внимание коллег к актуальности этой проблемы;
Слайд 4КОНВЕРГЕНТНОЕ И ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ У УЧАЩИХСЯ…
Что это?
Слайд 5КОНВЕРГЕНТНОЕ («ТРАДИЦИОННОЕ») МЫШЛЕНИЕ
Слайд 6ДИВЕРГЕНТНОЕ («ТВОРЧЕСКОЕ») МЫШЛЕНИЕ
Слайд 7
В чем заключаются творческие способности школьников?
Слайд 8ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ - ЭТО:
1) творческая продуктивность
2) оригинальность мышления
3)
гибкость мышления
4) способность к детальной проработке творческих идей
5)
способность дать своей идее точное название
Слайд 9АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУТЁМ ВКЛЮЧЕНИЯ В УРОК УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ
ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ
Слайд 101. МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ.
Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений
(на доступном для определенного возраста уровне):
работать с научно-популярной литературой
и справочниками; анализировать языковые единицы;
формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. За внешней простотой формы - серьезное лингвистическое содержание. Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки школьников, но их всегда можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения.
Слайд 11НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ:
развернутый ответ на вопрос проблемного характера (в
основе - сопоставление несопоставимых на первый взгляд фактов);
сочинение на лингвистическую
тему (в серьезной или занимательной форме);
исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
Слайд 122. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ "ПОЧЕМУЧКИ"
Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности
учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по
форме и необычность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий.
Слайд 13 Отвечая на вопросы, делая своеобразные
маленькие "открытия" в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении
знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому. Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.
Слайд 14
К ЗАДАНИЯМ ЭТОЙ ГРУППЫ ОТНОСЯТСЯ:
вопросы проблемного характера (выбор одного варианта
из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов);
вопросы занимательного характера
(в их основе - внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, "неожиданные" вопросы).
Слайд 15ЗАДАНИЯ "НА ЗАСЫПКУ"
Нестандартный подход к этому виду заданий состоит в
максимальном усложнении его содержания, составляющих его языковых единиц (большей насыщенности
однородными орфограммами, пунктограммами, лексическими и грамматическими явлениями, чем при традиционно отобранном материале). Таким образом, оставаясь по форме выполнения привычными, нестандартные задания этой группы расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку. Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.
Слайд 16К НЕСТАНДАРТНЫМ ЗАДАНИЯМ ЭТОГО ТИПА МОЖНО ОТНЕСТИ:
редактирование предложений и
текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами
и конструкциями);
подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу "кто больше?";
упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу "третий лишний").
Слайд 17ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 18ЦЕЛЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ (НЕСТАНДАРТНЫХ) УРОКОВ: ОТРАБОТКА НОВЫХ
МЕТОДОВ, ПРИЁМОВ, ФОРМ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОГО ЗАКОНА
ПЕДАГОГИКИ – ЗАКОНА АКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.
Виды деятельности участников учебно – воспитательного процесса:
Дифференциация домашних заданий с учётом интересов и склонностей учащихся. Помощь учителя и родителей на этапе подготовки заданий.
Разделение класса на группы по интересам как в процессе подготовки, так и при проведении урока.
Опора на жизненный опыт учащихся (апперцепция), тесная связь отобранного на урок материала с жизнью, с региональными проблемами.
Нестандартная структура урока, могут быть отклонения от временных рамок традиционного урока, могут отсутствовать традиционные структурные элементы урока (например, этап объяснения нового материала учителем).
Слайд 19
В течение всего урока действуют дети, учителю часто отводится регулятивная
функция. Учитель находится не над учениками, а среди них, иногда
принимая участие в конкурсах, играх, соревнованиях наравне с детьми. Часть своих учительских функций учитель передаёт ребятам (организационные, информационные, аналитические, оценочно – стимулирующие и др.)
Слайд 20ТИПЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ:
1.Урок - деловая игра, ролевая игра.
2.Урок - конференция,
пресс- конференция
3. Урок- соревнование, состязание, урок-хоккей
4.Урок - КВН
5.Урок взаимообучения
учащихся
6.Уроки творчества
7.Урок – бенефис
8.Урок – творческий отчет (учащихся)
9.Урок – конкурс
10. Интегрированный урок
11.Межпредметный урок
12. Межвозрастной урок
13. Урок – консультация
Слайд 2114.Урок – аукцион
15.Урок - парадокс
16. Урок – экскурсия, заочная экскурсия
17.
Урок – путешествие
18. Урок «Что? Где? Когда?»
19.Урок – зачет
20.Урок
– литературная гостиная
21.Урок – музыкальный салон
22.Урок в картинной галерее, в музее, в театре, на вернисаже и т.д.
23.Урок на производстве, в поле, в лесу, у реки
24.Нерегламентированный урок
25.Урок «Спрашивай – отвечаем » и т.д.
26. Конкурсные уроки
27. Урок – семинарское занятие
28. Урок – бой (предметный)
29. Урок – практикум
30. Урок – смотр знаний
31. Урок – инсценировка
32. Урок обмена опытом учащихся по рациональной организации учебной деятельности
33. Урок – творческая игра
Слайд 22
Чтобы было развитие человека, необходимо добиться того, чтобы достижения в
учёбе совпадали с уровнем обучаемости, для этого надо нагружать школьника
чуть больше его возможностей.
Л.В. Занков
Слайд 23ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК
ОДИН ИЗ СПОСОБОВ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 24ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –
педагогическая технология, ориентированная на применение фактических
знаний и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор
для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Слайд 25 Организация проектно-исследовательской деятельности
на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов
современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в обучении, готовности к саморазвитию.
Оба метода (проектный и исследовательский) непосредственно сопряжены с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Слайд 26КРИТЕРИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность,
практическая направленность и значимость работы.
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность,
законченность.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
4. Аргументированность решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.
5.Оформление, соответствующее стандартным требованиям.
Слайд 27В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена
идея, направленная на решение какой-либо проблемы.
Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс предпрофильного уровня, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Слайд 28ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ :
усиливает образовательные
эффекты;
повышает качество усвоения материала;
помогает выстроить индивидуальные образовательные
траектории
учащихся;
способствует осуществлению дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем подготовки;
развивает творческий подход к решению образовательной задачи;
формирует элементы информационной культуры;
прививает навыки рациональной работы с компьютерными программами;
поддерживает самостоятельность в освоении компьютерных технологий.
Слайд 29Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Слайд 30
Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового
материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других
типах уроков. Использование компьютера возможно на различных этапах урока: на этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
Слайд 31 Просмотр видеосюжетов способствует развитию не только письменной, но и устной
речи. Пересказывая увиденные сюжеты, дети учатся приёмам построения речи, речевому
этикету.
Для того чтобы обучить учащихся умению наблюдать, анализировать, отбирать необходимый материал, можно использовать видеофрагменты продолжительностью 7-10 минут.
Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений, что позволяет заочно посетить экскурсию или познакомиться с жизнью и творчеством поэта, писателя.
Слайд 33САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ (С КОНСУЛЬТАЦИЯМИ УЧИТЕЛЯ) ИНДИВИДУАЛЬНАЯ (ИЛИ ГРУППОВАЯ) РАБОТА УЧАЩИХСЯ С
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ
а) иллюстрирование предлагаемой лекции (возможно, текста учебного пособия);
б) «обогащение»
предложенных тезисов ссылками на дополнительные литературные источники;
в) развернутые ответы на предложенные учителем вопросы (эссе, очерк);
г) составление хронологического, синхронистического конспекта или другого конспекта в электронном виде;
д) Подготовка индивидуальных и групповых проектов и их публичная защита.
Слайд 34Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное
искусство и музыку, использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют
учащихся.
Слайд 35 В современном обществе, когда информация становится
высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их
профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения.
думаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. А проведение уроков в нетрадиционной форме и решение нестандартных заданий будут способствовать этому.