Слайд 1Развитие мыслительных операций (УУД) на уроках русского языка в 5
классе
Анализ и синтез
Слайд 2Раздел: Синтаксис
Тема: Словосочетание и предложение
Главное:
- учиться опознавать словосочетание,
предложение, их виды
- учиться строить словосочетание и предложение
Сказка
В некотором царстве, в некотором государстве жила королева, которую звали Мышление. Любимым занятием королевы было думать, размышлять, решать задачи, выполнять упражнения. Но она была очень стеснительной и никогда не выходила из дома, а книг она не читала. Поэтому ее придворные слуги приносили ей всю информацию. Правда, королева Мышление была слеповата, и , чтобы разобрать, какую информацию ей принесли слуги, она надевала очки – мыслительные операции. Очки эти не простые, а волшебные. Когда, например, королева хотела рассмотреть части какого-либо предмета, выявить его признаки, она надевала очки, или мыслительные операции, которые назвались
анализ.
Слайд 4 Когда Мышление использовала эту мыслительную операцию,
она говорила: «Я анализирую», то есть Мышление анализирует, чтобы рассмотреть
части предмета, выявить все признаки явления. Например, увидела королева ручку, надела очки, которые называются анализ, и сразу оказалось, что перед ней не ручка, а ее части: стержень, колпачок, футляр.
Другие очки использовала королева, когда, наоборот, хотела собрать целое из частей. Эта мыслительная операция называется синтез. Видит королева части ручки (стержень, футляр, колпачок), надевает очки синтез, и чудо! Перед ней целая ручка.
Слайд 5Наша задача:
надев очки – анализ
и синтез, научиться различать словосочетание и предложение, их виды, учиться
строить словосочетания и предложения
Слайд 6Сначала рассмотрим словосочетания. Наденьте очки анализ. Проанализируем словосочетания с целью
увидеть части, главное и зависимое слова, вид словосочетания по характеру
выражения главного слова, тип подчинительной связи.
Солнечный день
листья осины,
любоваться закатом,
выполнить быстро
-Каковы признаки словосочетания?
Слайд 7 - Назовите только словосочетания. Какая мыслительная операция понадобится?
краски
радуют,
водить за нос,
чуткие и зоркие
осенний наряд,
около
моря,
любоваться закатом,
потерять голову,
Вывод: - Какие сочетания слов не
являются словосочетанием?
Слайд 8Теперь наденьте очки синтез, чтобы собрать словосочетания из частей –
слов.
1. Горячий, солнце
2. Кактус, окно, на
3. Ехать, в, троллейбус
4. Высоко, подпрыгнуть
Вывод: как построить словосочетание из слов? При каком типе подчинительной связи главное слово не «командует» зависимым?
Слайд 9Предложение
Наденьте очки анализ. Проанализируйте предложение.
Ночевала тучка золотая на груди
утеса-великана.
- Наденьте очки синтез. Постройте предложение.
Волшебница, вот,
сама, и, зима, идет
Слайд 10 Проанализируйте предложения
Играют краски л..стопада, и насквозь просвечивается
осенний лес.
Разметал он по п..лянам разноцветные лист..я, шумными к..врами устилает
тр..пинки чащ.
Октябрь.
Ветер — бессменный дворник леса.
Замолкли птицы.
Слайд 11 Вопросы для анализа:
Найдите односоставное предложение.
Найдите нераспространенные предложения.
Найдите распространенные
предложения.
Найдите простые предложения.
Найдите сложные предложения.
Слайд 12Составьте текст из предложений.
- Какая мыслительная операция понадобится?