Слайд 1Комплексный
анализ текста
В.Непомнящего
«Зачем нужна
литература
в школе?»
Слайд 2
ЦЕЛИ УРОКА:
1.Образовательные:
· совершенствование навыка комплексного анализа текста;
· формирование умения
анализировать текст публицистического стиля;
· подготовка к ЕГЭ
Слайд 3ЦЕЛИ УРОКА: Развивающие:
дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей учащихся;
развитие творческих способностей личности учащихся и активизация их мыслительной деятельности
через использование элементов технологии критического мышления;
совершенствование умения аргументировать и доказывать свою точку зрения по проблемному вопросу;
развитие социальной компетентности учащихся.
Слайд 4ЦЕЛИ УРОКА: Воспитательные:
способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных
жизненных ценностей;
воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать
умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Слайд 5Задачи урока:
проанализировать текст, предложенный преподавателем;
познакомить с точкой
зрения автора текста на поставленную им проблему;
провести стилистический
и типологический анализ текста;
проанализировать языковые (выразительные) средства;
определить средства связи предложений в тексте.
Слайд 6Необходимо
ли чтение художественной литературы в наше время?
Слайд 7Согласны вы с тем,
что это проблемный вопрос?
Слайд 8Эпиграф…
Литература служит вам проводником
в другие эпохи и к другим народам,
раскрывает
перед вами
сердца людей — одним словом, делает вас мудрым.
Д. С. Лихачёв
Слайд 9Эпиграф…
Литература служит вам проводником
в другие эпохи и к другим народам,
раскрывает
перед вами
сердца людей — одним словом, делает вас мудрым.
Д. С. Лихачёв
Слайд 11Какой теме посвящён текст?
Что же такое тема?
Слайд 12Тема - это то,
о чём идёт речь в произведении;
круг событий и явлений, лежащих в основе произведения,
предмет художественного
изображения.
Слайд 14Проблема – это основной вопрос, который поднял автор.
Слайд 15Сформулируйте основные проблемы, которые рассматриваются автором.
Зачем нужна литература в
школе?
В чем состоит смысл преподавания литературы в школе?
Слайд 16 Какое
высказывание
не соответствует
точке зрения
автора текста?
Слайд 17Феномен «русских мозгов» объясняется в известной мере широким гуманитарным образованием,
основу которого составляет литература;
без русской литературы не было бы
у нас успехов в космосе.
Слайд 18Русская литература, так же как и музыка, помогла нам выстоять
и победить в войне.
Слайд 19Основное назначение литературы —
быть источником информации,
«Евгений Онегин»
в
школе — это прежде всего «энциклопедия русской жизни».
Слайд 20Не читая
Пушкина,
Гончарова,
Достоевского и других
русских писателей,
мы, наш
народ в целом,
были бы другими.
Слайд 21 В чем, по мнению автора текста, прежде всего состоит
смысл преподавания литературы
в школе?
Слайд 22В том, чтобы развить творческие способности школьников.
Расширить представление учащихся
о жизни наших современников, рассказать о прошлом, информировать о жизни
людей в других странах.
Научить их ценить художественное слово, развить литературный вкус.
Сформировать у школьников систему нравственных ценностей — основу национального самосознания.
Слайд 23 Определите стиль и тип речи текста
Слайд 24научно-популярный стиль, повествование
художественный стиль, описание
публицистический стиль, рассуждение
научный
стиль, рассуждение
Слайд 25научно-популярный стиль, повествование
художественный стиль, описание
публицистический стиль, рассуждение
научный
стиль, рассуждение
Слайд 26Какое языковое средство и с какой целью использует автор в
названии текста в предложениях 1,2,3?
В предложениях 15-16 найдите контекстуальные
антонимы.
Почему автор противопоставляет два близких по смыслу слова?
Слайд 27Народ — население государства.
Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность
людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и
психического склада, проявляющегося в общности культуры.
Слайд 28Народ без литературы теряет национальную значимость.
Слайд 30Альберт Эйнштейн
14 марта 1879, Ульм, Германская империя — 18 апреля
1955, Принстон, США — один из основателей современной теоретической физики,
лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист.
Эйнштейн — автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, публицистики и др. Он разработал несколько значительных физических теорий.
Активно выступал против войны, против применения ядерного оружия, за гуманизм, уважение прав человека, взаимопонимание между народами.
Слайд 32Сергей Павлович Королёв
30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир —
14 января 1966, Москва — советский учёный, конструктор и организатор
производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР.
Основатель практической космонавтики. С выведением на орбиту первого искусственного спутника Земли в 1957 году положил начало новой эпохе в истории человечества, космической эре.
Сергей Королёв — создатель советского стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности.
Слайд 33«Русская
литература — противоядие пошлости и нравственному уродству».
Слайд 34Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в первых трёх
абзацах?
Напишите порядковые номера этих средств.
Слайд 351. Экспрессивный повтор
2. Ряды однородных членов
3. Газетно-публицистическая фразеология
4. Разговорные синтаксические
конструкции
Слайд 36Феномен —
(от греч. phainomenon — являющееся) — необычное явление,
редкий факт, то,
что трудно постичь.
Слайд 37
Дать определение слову «этнобиологический».
Этно — (греч.народ) — первая часть сложных
слов, означающая
«относящийся к народу, этносам».
Этнобиология — это наука об
отношении между людьми и окружающей средой.
Слайд 38В каких предложениях в качестве средства связи используется синтаксический параллелизм?
1)
1 и 2
2) 5 и 6
3) 7 и
8
4) 9 и 10
Слайд 39Какое из предложений
7 – 12 связано с предыдущим с
помощью частицы и
лексического повтора?
Слайд 40Из
предложения
14
выпишите местоимения.
Слайд 41Среди предложений
6-8
найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
Напишите
номер этого предложения.
Слайд 42Из предложения
8
выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
Слайд 43Среди предложений 13-17
найдите неопределённо-личное предложение.
Слайд 44. Из предложений 1-6
выпишите разносклоняемое существительное.
Слайд 45С помощью частицы и лексического повтора?
Слайд 46 Русская литература помогла нам выстоять и победить в войне.
Противоядие пошлости и нравственному уродству.
Условие существования нашего народа, вопрос национальной
безопасности.
Слайд 48В. Непомнящий считает, что гуманитарное образование, и именно литература, формирует
у человека собственную систему ценностей, приобщает к культуре.
Настоящая литература
воспитывает людей, формирует их вкусы, нравственные предпочтения, под ее влиянием складывается «лицо» нации, национальное самосознание,
Слайд 49Преподавание литературы в школе необходимо из-за ее гуманитарного
влияния на
подрастающее поколение именно в том возрасте, когда формируется система нравственных
ценностей.
Слайд 50Необходимо ли чтение художественной литературы в наше время?
Слайд 51 Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.
Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев
его библиотеку.
Л. Блан
Слайд 52 Чем более читаете,
не размышляя,
тем более уверяетесь,
что
много знаете,
а чем более размышляете, читая, тем яснее видите,
что знаете еще очень мало.
Вольтер
Слайд 53Чтобы оценить прекрасные литературные произведения, нужно обширное образование, развитой интеллект,
покой, досуг и известное напряжение ума…
Оноре Бальзак
Слайд 54А. П. Чехов
Я верю,
что ничто не проходит
бесследно и что
каждый
малейший шаг имеет
значение для настоящей и
будущей жизни.
Слайд 55
Домашнее задание.
Напишите сочинение по прочитанному тексту