обозначить разные способы отражения речевого поведения персонажа. Речевое поведение может
соотноситься с портретом персонажа: старушка с добреньким лицом, печальным взглядом спросила слабым и тихим голосом (Тургенев). Описание внешности старушки (добренькое лицо, печальный взгляд) находится в единстве с характеристикой манеры речи (слабым и тихим голосом), что позволяет подчеркнуть целостность художественного образа. Аналогичную роль может играть описание ситуации и поведения героя повествования: этот заброшенный человек приютился…, притулился, ходил и двигался без всякого шуму. Облик ничтожного существа раскрывается через описание места его обитания(чуланчик, таганчик), внешности (лицо у него маленькое, носик остренький), манеры речи (и отвечал он, запинаясь). Сочетание однотипных средств создаёт единство художественного образа в рассказе Тургенева «Малиновая вода» (Полищук 1998:153).
Речевое поведение персонажа соотносится со всеми средствами его описания, тем самым обеспечивается единство художественного текста. Так, например, в рассказе А.Чехова «Полинька» изменение внутреннего состояния персонажа показано через речевое поведение. Герой рассказа, приказчик, в разговоре с людьми ведет себя высокомерно (кричит он хорошим, здоровым баритоном, говорит с усмешкой, громко спрашивает). Однако в разговоре с девушкой, которую он любит без взаимности, приказчик становится скромнее, тише (шепчет, бормочет, тихо добавляет).