Слайд 1РОЛЬ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В ТЕКСТЕ
В
помощь ученику при анализе текста
Автор работы
Торяник Я.А
учитель русского языка
и литературы
МОУ СОШ с. Адо-Тымово
Сахалинской области
Слайд 2ДЛЯ БОЛЕЕ ПОЛНОЙ, ТОЧНОЙ, ЯРКОЙ И ОБРАЗНОЙ ПЕРЕДАЧИ СВОИХ МЫСЛЕЙ,
ЧУВСТВ И ОЦЕНОК АВТОР ТЕКСТА МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКОВОЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Слайд 3ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
ЯЗЫКА ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ НА ВСЕХ УРОВНЯХ:
фонетика
лексика
фразеология
морфология
словообразование
синтаксис
Слайд 4ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ
ассонанс
аллитерация
Придают речи особую наглядность и изобразительность,
способствуют более яркой и образной передаче чувств и настроений автора
или лирического героя
Слайд 5ПРИМЕР АССОНАНСА И АЛЛИТЕРАЦИИ
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка.
(А.Блок)
(Ассонанс основан на повторении ударного гласного звука /э/. Повторение этого звука усиливает таинственность и загадочность героини стихотворения.)
Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума. (С.Есенин)
(В данном случае автор использует приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация основана на скоплении шипящих /щ/, /ж/, /ш/, что помогает передать шум ветра, шелест сухого снега и создает звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит
звуки
И, Е, Ю – передают изображение нежности, ласки, плачевности, близости;
А – изображение великолепия, пространства, глубины, вышины, даль, океан, ширь;
Я – приятность, увеселение, нежность;
О –звук восторга, огромного, темного, долгого
У, Ы – страшные и сильные чувства: гнев, боль, зависть, печаль;
Р – громкое, яркое, красное, горячее, быстрое;
Л – бледное, голубое, холодное, плавное, легкое;
Н – нежное, небо, ночь;
Д, Т – душное, тяжкое, туман, тьма
М – милое, мягкое, мать, море
Слайд 7ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ
синонимы
антонимы
омонимы
фразеологизмы
стилистически окрашенная лексика
лексика ограниченного употребления
Слайд 8СИНОНИМЫ
Позволяют уточнять мысль и передавать ее
различные смысловые оттенки
Более глубоко раскрывать тот или иной признак
Его
хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости. (Ильф)
Слайд 9АНТОНИМЫ
Уточняют мысль, делают ее образнее и ярче.
Богатство и бедность,
старость и молодость, красота и безобразие – это и было
то, о чем говорится в сказках
Слайд 10ОМОНИМЫ
Используются для усиления выразительности и экспрессии речи;
Для создания выразительности
комического характера
1.Ты белых лебедей кормила,
откинув тяжесть черных кос. (Брюсов)
2. «Прислушиваться
к начальству? Нет уж, увольте…» И его уволили.
Слайд 11ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Использование фразеологизмов позволяет усилить наглядность и образность текста;
создать нужную стилистическую
тональность;
более ярко выразить отношение к сообщаемому,
передать авторские чувства
и оценки
Я был везде: у черта на куличках. От Родины за тридевять земель.
Как дамоклов меч висит над человечеством угроза уничтожения природных богатств.
Слайд 12СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА
Придает тексту возвышенное или сниженное звучание;
Служит средством
речевых характеристик героев;
Служит средством передачи авторских эмоций и оценок.
И Бога
глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли..»
А. Пушкин
Внучок мой ненаглядный, соколик, солнышко!
Богиня красоты, любви и наслажденья! Тургенев
Слайд 13ЛЕКСИКА ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ
Для усиления образности текста и колорита эпохи, времени,
местности;
Для выражения авторских оценок, чувств;
Для создания иронического эффекта
«Лепота!»-молвил царь.
«Удались,
бабка! Сей момент удались отседова. Ты меня чудок жизни не лишила» Шолохов
Он вытянул насколько возможно бороду и губы – ближе подступить мешало чрево. А.Толстой.
Слайд 14ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОРФОЛОГИИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Формы глаголов настоящего времени
Форма повелительного наклонения
Формы
множественного числа глаголов прошедшего времени вместо форм единственного числа при
отсутствии подлежащего
Глаголы повелительного наклонения
Использование в тексте преимущественно слов какой-то части речи
Использование суффиксов и приставок (уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных)
Использование окказионализмов
Слайд 15ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
Актуализируют прошедшие события и делают их
более наглядными
Только выхожу от мирового, глядь – лошадки мои смирнехонько
стоят.
Слайд 16ФОРМА ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ
Придают высказыванию оттенок разговорной непринужденности
…И как судьба
меня не хлопай,
Я устремлен душою всей
К тебе, о синий Енисей! (И.Северянин)
Слайд 17ФОРМЫ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ВМЕСТО ФОРМ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА
ПРИ ОТСУТСТВИИ ПОДЛЕЖАЩЕГО
Актуализируют действие и придают особую значимость лицу, представленному
как неопределенное.
Меня выслушали внимательно, что-то пометили в журнале и не спросили.
Слайд 18ГЛАГОЛЫ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ
Усиливается эмоциональность и экспрессивность текста
Молчи, скрывайся и
таи
И чувства, и мечты свои… Тютчев
Слайд 19ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ТЕКСТЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СЛОВ КАКОЙ-ТО ЧАСТИ РЕЧИ
Передается напряженное состояние
героя
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья…
А. Фет
Слайд 20ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУФФИКСОВ И ПРИСТАВОК
для усиления образности и изобразительности текста
и актуализации каких-либо действий, событий в прошлом или настоящем, подчеркивания
значимости действия или его субъекта
- для выражения авторских оценок и чувств (положительных или отрицательных)
Приезжаю лет семь назад в один городишко, были там делишки, а я кой с какими купчишками завязал было компаньишку. Ф.Достоевский
Слайд 21ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ
- для создания речевых характеристик героя в той
или иной стилистической тональности текста
- для индивидуализации или, наоборот, обобщения,
типизации сообщаемого
Я думал – ты всесильный Божище,
А ты недоучка, крохотный божик.
В.Маяковский
Слайд 22ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА
Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения
- Знаки препинания
-
Авторские знаки препинания
Слайд 23ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Используются для усиления авторской
мысли, выражения авторской позиции, создания образности
-подчеркивают и усиливают авторские мысли,
оценки и эмоции
Зачем притворяешься ты
То ветром, то камнем, то птицей? А.Ахматова
Слайд 24 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
- способны передавать самые разные оттенки мыслей и
чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую напряженность (многоточие),
радость, гнев, восхищение (восклицательный знак). Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора; тире придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование.
По холмам – круглым и смуглым,
Под лучом – сильным и пыльным,
Сапожком – робким и кротким –
За плащом – рдяным и рваным.
М. Цветаева
Слайд 25ВЫВОД:
арсенал изобразительно-выразительных средств языка исключительно богат и разнообразен. Здесь и
тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной,
ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.
Слайд 26РЕФЛЕКСИЯ
Я вспомнил, что…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Было сложно…
Нужно выучить…