Слайд 1Русский язык
Подготовка к выполнению части 3 (С) заданий ЕГЭ
 
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Часть С (сочинение)
      Вы знаете,
                                                            
                                    
что часть 3(С) на Едином государственном экзамене — самая сложная.
                                    Она проверяет умения и навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость суждения при интерпретации текста.
    Информативный материал, поможет, отражая критерии оценивания части С, сформировать у учащихся представление о том, что требуется при написании сочинения-рассуждения.	
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Примерный план сочинения
1.  Вступление
2. Отражение проблемы в тексте:
 
                                                            
                                    
 а) формулировка проблемы
   б) комментарий
  
                                    в) авторская позиция
3.  Позиция ученика
    а) согласие или несогласие с автором
    б) собственная позиция (тезис + 2 аргумента)
4.  Вывод = заключение
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Размер сочинения
Объем- от 150 до 300 слов 
Вступление – 2-4
                                                            
                                    
предложения
Вступление + заключение =1/4 работы 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Проблема текста
Основная проблема — это та, которая стала объектом раздумий
                                                            
                                    автора;
над которой он в основном размышляет; к которой он неоднократно
                                    возвращается;
по которой отчетливо заявлена авторская позиция.
Памятка 
В тексте
•	исследуется
•	анализируется
•	поднимается
•	рассматривается
•	затрагивается
проблема (ЧЕГО?) (РОД. ПАДЕЖ):
нравственного выбора
экологии
добра и зла и т.д.
Памятка
Автором проблема может быть поставлена
•  изложена
•  рассмотрена
•  выдвинута
•  затронута
•  поднята
•  сформулирована
•  исследована
•  проанализирована
Проблема - это вопрос, требующий решения или обсуждения.
Проблематика - это все вопросы, которые затрагиваются в тексте. 
Тема – это то, о чем говорится в тексте.
В тексте может быть несколько проблем
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Распространённые проблемы
Социальные: взаимоотношение человека и общества («квартирный вопрос», право на
                                                            
                                    
труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики); проблемы
                                    социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных; проблема национализма; проблемы цивилизации.
2. Нравственные: проблема нравственной сущности человека, нравственного выбора, внутренней культуры человека, гуманного и антигуманного отношения к человеку, чести и долга, милосердия, сострадания, совести, духовности / бездуховности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Распространённые проблемы
3. Философские: проблема добра и зла, жизни и смерти;
                                                            
                                    
поиска смысла жизни; проблема одиночества, утраты веры в человечество; проблема
                                    идеального устройства мира (утопия), проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество или антиутопия); проблема сверхличности (эгоцентризма); проблема творчества (творческой личности), свободы личности.
4. Семейные: проблема отцов и детей, проблема старости (забота детей о своих родителях); проблемы детства, связанные со становлением личности; проблема отчего дома, утрата корней прошлого, семейных традиций, исторической памяти.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Распространённые проблемы
5. Экологические (проблемы взаимоотношения человека и природы): проблема загрязнения
                                                            
                                    
окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного
                                    отношения к природе; проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы.
6. Информационно-коммуникативные: проблемы развития русского языка, проблема языковой культуры или бескультурья; проблема аудиовизуальной культуры, проблема медиапространства (СМИ), коммерциализации культуры, массовой культуры, маргинальной культуры.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Комментарий к сформулированной проблеме
В комментарии не должно быть
• Пересказа исходного
                                                            
                                    текста или любой его части.
• Рассуждений по поводу всех проблем
                                    текста.
• Комментариев о действиях героев текста.
• Общих рассуждений о тексте: ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем!
Комментарий – это рассуждение о проблеме
Комментарий –объяснение того, как проблема раскрывается  в этом тексте
 
Нужно показать , насколько хорошо вы поняли текст.
Обязательно опираемся  на предложенный текст !
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Авторская позиция
Авторская позиция может быть выражена
Четко, прямо, непосредственно:
В названии текста.
В
                                                            
                                     отдельных  предложениях
  текста.
Через ряд аргументов.
Через модальный план
                                    текста:
Риторические вопросы.
Риторические восклицания. 
Порядок слов. 
Лексические повторы. 
Оценочную лексику. 
Модальные слова и частицы.
Ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.
Её можно 
а) сформулировать
б) пересказать своими словами
в) указать № предложения
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Ваша позиция по поставленной автором проблеме
Без  оценочных  слов
                                                            
                                    
 (см.  табл.  ниже),   помогающих 
                                    передать  впечатление  от  прочитанного,   ваша  позиция  не  считается  сформулированной!
с удовольствием прочитал...
нельзя остаться равнодушным...
к сожалению,...
к немалому удивлению, узнал, что...
убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя
разделяя негодование автора, хочу сказать, что…	1
оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает 
восхищение
возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что...
интересно то, как автор... и т.п.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Аргументы
Аргументами являются
• ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы
• имена исторических
                                                            
                                    деятелей
• ссылки на признанные авторитеты и их произведения
• свидетельства очевидцев
•
                                    названия событий
• цитаты
• даты
• различные факты (место, обстоятельства, участники событий)
• собственные наблюдения и выводы
• положения официальных документов
• различные общественные законы
• законы природы
• народная	мудрость:
пословицы, поговорки, приметы
и т.п.
•  статистические данные
• научные данные
• примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы
• примеры из жизни окружающих
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Языковые клише 
 Автор считает, что... Автор утверждает, что...
 Автор
                                                            
                                    
убежден, что... и подобная уверенность небезосновательна. 
 Автору важно убедить
                                    читателя в том, что... 
 Бесспорно мнение автора о том, что...
 Цель автора - заставить читателя обратить внимание на... 
 Задача автора - убедить читателей в том,  что... 
 Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме: ... 
 Автор подводит читателя к мысли о том, что... 
 Автор стремится донести до читателя мысль о том. что... 
 Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: ... 
 «...» — в этих словах, по-моему, отражена идея текста. 
 «.,,» — в этом высказывании (указать автора) нашла свое отражение идея текста.
 «...» — это высказывание точно отражает позицию автора. 
 ... — вот основная идея (мысль) текста. 
 «...» — именно эта мысль отражает авторскую позицию. 
 ... — эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.
 ... — в этом предложении звучит прямая авторская оценка... 
 ... — все это позволило автору выразить мысль о том, что... 
 ... — вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.
  — вот итог авторских раздумий по основной проблеме. 
 Позиция автора очевидна: ...
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 14Как корректно возразить автору, излагая свою позицию
Автор, по-моему, не совсем
                                                            
                                    
прав, утверждая, что...
Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю,
                                    что...
На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что...
Автор, несомненно, прав, утверждая, что... но я убежден, что его мнение о... вызовет читательскую дискуссию, так как...
Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что...
По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что... 
Автор справедливо осуждает..., однако я не могу согласиться с тем, что,…
Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения: ...
Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что…
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Как корректно возразить автору, излагая свою позицию
Аргументы автора убедительны, но
                                                            
                                    
вряд ли можно согласиться с тем, что...
Нельзя не согласиться с
                                    авторской точкой зрения, но я считаю, что...
Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по-моему, он ошибается в том, что...
Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что...
Вызывает сомнение тезис о том, что...
Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора и т.п.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Этическая ошибка 
Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как
                                                            
                                    
внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия — грубое, оскорбительное,
                                    обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Помните!
1. Абзацное членение обязательно
2. Нельзя допускать фактических ошибок
3. Следите за
                                                            
                                    
правильным словоупотреблением
4. Тщательно работайте с черновиком, шлифуйте каждое предложение.
5. Делайте
                                    речь выразительной, богатой, интересной