Слайд 2 Тест «Готовимся к ЕГЭ с пятого класса»
1.
В каком слове букв больше, чем звуков?
а) день б)
дом в) яма
2. В каком слове звуков больше, чем букв?
а) книга б) бор в) яд
3. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
а) сон б) солнце в) пень
4. В каком слове все звуки твёрдые?
а) лето б) кот в) воля
5.В каком слове все звуки мягкие?
а) кол б) лук в) ель
Слайд 3Проверим и объясним!
1. а день - [ д’эн’
] 4 буквы, 3 звука
2. в яд -
[ й’ат ] 2 буквы, 3 звука
3. а сон - [ сон ] 3 буквы, 3 звука
4. б кот - [ кот ]
5. в ель - [ й’эл’ ]
Слайд 4 Прочитайте слова:
стол,
шкаф,
журнал.
В каком из слов имеются только звонкие
согласные звуки, в каком – только
глухие и в каком – те и другие?
Как вы это определили?
Слайд 5Согласные звонкие и глухие
Все согласные произносятся с некоторым
шумом. Но
этот шум выражен в разной степени.
Согласные звуки, состоящие только из
одного
шума называются глухими согласными.
Согласные звуки, состоящие не только из шума,
но и из голоса, называются звонкими соглас –
ными.
Слайд 6Сонорные согласные – согласные,
в которых голос преобладает над
шумом.
[ Л ],
[ Л’ ], [ М ], [ М’ ], [
Н ], [ Н’], [ Р ], [ Р’], [ Й’ ] – сонорные согласные.
Слайд 7Большинство звонких и глухих согласных
образуют пары:
б б’ в в’
г г’ д д’ ж
з з’
п п’ ф ф’ к к’ т т’ ш с с’
Не имеют парных звуков
глухие согласные [ х ], [ х’ ], [ ц ], [ ч’ ], [ щ’ ],
сонорные согласные [ л ], [ л’], [ м ], [м’ ], [н ], [ н’ ], [ р ],[ р’], [ й’].
Слайд 8Прочитайте слова, найдите согласные
звуки, охарактеризуйте их по образцу.
Образец ответа.Звук
[ Й’ ] – согласный,сонор -
ный, мягкий, не имеет парного
глухого и парного
твёрдого.
птица
ягода
камень
Слайд 9Произнесите слова. В каких из них вы –
деленные буквы обозначают
глухой со –
гласный и в каких – звонкий?
Молотить – молотьба,
косить – косьба,
собрать – сбор.
Слайд 10 Изменение согласных звуков в слове
звук изменяется
звонкий
глухой звонкий
перед перед в конце
глухим звонким слова
становится становится оглушается
глухим звонким
подшутить косьба дуб
[т] [з’] [п]
Слайд 11 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.Повторить теоретические сведения
на с.106 ,
108, 110.
2.С.111, упр. 277. Охарактеризовать все
согласные звуки в словах.