Слайд 1Тема урока:
«Школьное сочинение»
Слайд 2Цели урока:
- развитие навыка написания сочинения на
заданную тему;
- развитие навыка выделения основных изобразительно-выразительных средств
языка;
- воспитание любви к природе на основе произведений русской берёзе.
Слайд 3В одном из лесных озёр жила русалка, которая любила резвиться
под луной на берегу. Однажды её увидел бог Хорс и
влюбился в неё. Захотел Хорс, чтобы юная русалка стала его возлюбленной. И не отпускал Хорс от себя русалку. Тогда, спасаясь от Хорса, русалка превратилась в дерево с белоснежной корой, чтобы навечно остаться на берегу озера.
В. А. Солоухин пишет так: «Но нет на свете дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только выпал и ещё непривычен для глаз, смотревших до сих пор на чёрную ненастную землю. Мы присмотрелись, привыкли, но если разобраться, то во всём зелёном царстве нет подобного дерева, оно одно».
Слайд 4III. Исследовательская работа.
Перед вами 2 словаря: С. И.
Ожегова и Н. М. Шанского. Найдите понятие слова «берёза» в
каждом словаре , и каждая группа расскажет, какие различия в толковании этого слова.
Если у Ожегова берёза – это лиственное дерево с белоснежной корой, то у Шанского: «Берёза. Исторический корень бе- со значением «блеск, белизна».
Слайд 5VI. Чтение наизусть.
Каждый знает, что в самородных, плещущих
через край стихах Сергея Есенина берёза не просто желанная гостья,
а подчас и хозяйка. Сквозь сети его чарующих строк видится нам заветная «страна берёзового ситца» и бесшабашный русокудрый парень, обнявший берёзку, «как жену чужую».
Чтение стихотворения С. А. Есенина ученицей, получившей индивидуальное задание.
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обратилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?
Взбрезжи, полночь, луны кувшин
Зачерпнуть молока берёз!
И берёзы в белом плачут по по полям.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Злой октябрь осыпает перстни
С коричневых рук берёз.
Над ним берёза,
Веткой упираясь,
Говорит сквозь слёзы,
Тихо улыбаясь.
Слайд 7VIII. Конструирование предложений.
Продолжите предложения, запишите.
Входишь в
берёзовую рощу и чувствуешь…
Глядя в чужом краю на
берёзку, задумываешься и…
Как увидишь берёзку, задумаешься о…
Каждому из нас дорога берёзка тем, что…
Слайд 8 IX. Творческая работа.
Составьте текст, используя следующие
словосочетания. Озаглавьте его.
Белоснежные стволы, растёт у корней, поют
в ветвях, изумрудная зелень листвы, бархатные травы, слабо шевелятся, колеблемые лёгким ветром, тонкие ветки, копошится у корней, светло и прохладно, капельки росы, сверкают бриллиантами, дарит здоровье, всем рада.
Слайд 9Взгляните на слайд. Какая берёза изображена?