Разделы презентаций


Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Содержание

Формат задания, проверяющий знание синтаксических норм, норм согласования и управления очень изменился в сравнении с предыдущими годами, но теоретический материал, необходимый для успешного решения этой части ЕГЭ нужен тот же. Мы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Синтаксические нормы
Нормы согласования
Нормы управления

Синтаксические нормы Нормы согласования Нормы управления

Слайд 2Формат задания, проверяющий знание синтаксических норм, норм согласования и управления

очень изменился в сравнении с предыдущими годами, но теоретический материал,

необходимый для успешного решения этой части ЕГЭ нужен тот же. Мы повторим и систематизируем его.
Учтём, что за выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5-и баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена 1 ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
Формат задания, проверяющий знание синтаксических норм, норм согласования и управления очень изменился в сравнении с предыдущими годами,

Слайд 3В демоверсии задание выглядит так:

В демоверсии задание выглядит так:

Слайд 4Вспомним главное!
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом


Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются ТОЛЬКО с сущ. дательного падежа.


НЕПРАВИЛЬНО:
благодаря прогнозА
вопреки указаниЯ
согласно приказА

ПРАВИЛЬНО:
благодаря прогнозУ
вопреки указаниЮ
согласно приказУ

Предлоги по прибытии, по окончании, по выбытии, по исключении, по приезде имеют форму предложного падежа.

Вспомним главное! 1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются ТОЛЬКО с

Слайд 5Вспомним главное!
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом


Предлоги по прибытии, по окончании, по выбытии, по исключении, по

приезде имеют форму предложного падежа.

НЕПРАВИЛЬНО:
Билеты будут продаваться по прибытиЮ поезда.
По приездУ в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками.

НЕПРАВИЛЬНО:
Билеты будут продаваться по прибытиЮ поезда.
По приездУ в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками.

Вспомним главное! 1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Предлоги по прибытии, по окончании, по выбытии,

Слайд 7Скучать по вас
(местоимения в
предложном
падеже)

Скучать по вас (местоимения в предложномпадеже)

Слайд 8Рассмотренные выше случаи чаще всего встречаются в тестах ЕГЭ. Но

мы приведем еще несколько примеров предложного управления.

Рассмотренные выше случаи чаще всего встречаются в тестах ЕГЭ. Но мы приведем еще несколько примеров предложного управления.

Слайд 9 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Чаще всего

такие грамматические ошибки встречаются в сложноподчиненных предложениях и могут быть

допущены в следующих случаях:
Предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова кто .Обычно такие предложения начинаются со слов: все, кто…, те, кто…, тот, кто…, никто из тех, кто… и т.п.
Важно помнить, что местоимение кто употребляется только с глаголами в форме ед. ч.
При этом также необходимо обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения.


Данное предложение построено грамматически верно. Ошибочными были бы следующие варианты такого предложения:

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Чаще всего такие грамматические ошибки встречаются в сложноподчиненных предложениях

Слайд 10Нормы согласования
Согласование подлежащего, выраженного числительным и существительным, и сказуемого
 1.

Обычно сказуемое ставится в форме множественного числа при подлежащем, обозначающем

одушевленный предмет, например: Через полчаса восемь вооруженных человек вошли в дом трактирщика
(Н. Островский); А в лесу десять всадников нахлестывали лошадей (он же). То же при подлежащем - неодушевленном предмете, если указывается активное действие: Восемь самолетов полка взлетели попарно, соблюдая очередь (Н.Чуковский).


Нормы согласованияСогласование подлежащего, выраженного числительным и существительным, и сказуемого  1. Обычно сказуемое ставится в форме множественного числа

Слайд 112. При числительных два, три, четыре, входящих в состав подлежащего,

сказуемое обычно ставится во множественном числе: Три дома на вечер

зовут (А. С. Пушкин); За коляской бежали четыре пса (А. П. Чехов); Кроме воинского эшелона, на станции ожидали оче­реди на отправление еще два состава (Н. Островский).
При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе. Двадцать один ученик участвовал в турпоходе.

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
 1)  В вузы поступили сорок один человек. 
2)  Слово взяла профессор Сотникова
 3)  Он был командирован в Москву согласно приказу. 
4)  Девочка надела новое пальто.
1
2. При числительных два, три, четыре, входящих в состав подлежащего, сказуемое обычно ставится во множественном числе: Три

Слайд 12 При словах много, мало, немного, немало, сколько, столько

сказуемое, как правило, ставится в единственном числе, например: Много книг

стояло на полках; Немало детей ежегодно отдыхает на даче; Сколько учеников присутствовало на занятиях по физкультуре? Ср. у писателей: Уже много карет проехало по этой дороге (М. Ю. Лермонтов); Как мало нас от битвы уцелело (А. С. Пушкин); Сколько еще сказок и воспоминаний осталось в ее памяти? (М. Горький). Реже в этих случаях употребляется форма множественного числа сказуемого: Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью (В. Г. Короленко); Много глаз смотрели в широкое приплюснутое лицо длинной линии солдат с холодным молчаливым любопытством, с презрением, гадливостью (М. Горький)

При словах много, мало, немного, немало, сколько, столько сказуемое, как правило, ставится в единственном числе,

Слайд 13 В предложения, включающих в свой состав собирательное существительное

с количественным значением (большинство, меньшинство, часть т пр.), чаще всего

сказуемое употребляется в формах единственного числа,
если:
1. Существительное обозначает неодушевленный предмет: Большинство комнат уже было отремонтировано.
2. Собирательное существительное имеет при себе определение: Подавляющее большинство школ приняло участие в этой олимпиаде.

В предложения, включающих в свой состав собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, часть т

Слайд 14Сказуемое употребляется в формах множественного числа, если:
1. Существительное обозначает одушевленный

предмет, а сказуемое указывает на то, что действия, совершаемые этим

предметом, интенсивны и энергичны: Несколько школьников бросились догонять лидера соревнований.
2. В предложении есть однородные подлежащие: Несколько мальчиков и девочек с интересом отнеслись к появлению котенка в классе.
3. В предложении есть однородные сказуемые: Еще до поступления в школу большинство первоклассников любили читать и умели считать.
4. При подлежащем, стоящем перед сказуемым, есть причастный оборот (с причастием во множественном числе) или определительное придаточное предложение с союзным словом которые: Большинство родителей, принимавших (мн. ч.) участие в организации праздника, остались в школе после мероприятия. Большинство родителей, которые принимали участие в организации праздника, остались в школе после мероприятия.

Сказуемое употребляется в формах множественного числа, если:1. Существительное обозначает одушевленный предмет, а сказуемое указывает на то, что

Слайд 15Сказуемое употребляется в формах множественного числа, если:
5. Главные члены предложения

оторваны друг от друга: Несколько учеников первого класса петербургской гимназии

по­ехали на международную конференцию в Испанию.
Некоторые трудности вызывают также задания, связанные с согласованием в сложноподчиненных предложениях с сочетаниями тот, кто…, те, кто…: Те, кто занимается плаванием, меньше подвержены простуде» а также упражнения, которые связаны с использованием однородных членов предложения с парными союзами как…, так и.., не только…, но и..: Это было интересно не только детям, но и взрослым.)
Сказуемое ставится во множественном числе, если оно выражено именем прилагательным: Большая часть домов в этом районе каменные. Ср.: Большинство дверей были низки для его роста I (Л. Андреев).

Сказуемое употребляется в формах множественного числа, если:5. Главные члены предложения оторваны друг от друга: Несколько учеников первого

Слайд 16 3. Нарушение в построении предложения с несогласованным
приложением
Сравним

три предложения:
1) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианову удалось

передать всю прелесть неяркой русской природы.
2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
Первые два предложения построены грамматически верно, в третьем содержится грамматическая ошибка, так как при наличии имени нарицательного собственное должно стоять в и.п. (см. предложение 1).
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Сравним три предложения:1) В картине (п.п.) «Спящий пастушок»

Слайд 174. Ошибки в построении предложения с однородными членами

4. Ошибки в построении предложения с однородными членами

Слайд 184. Ошибки в построении предложения с однородными членами

4. Ошибки в построении предложения с однородными членами

Слайд 194. Ошибки в построении предложения с однородными членами

4. Ошибки в построении предложения с однородными членами

Слайд 205.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Глагол-сказуемое и деепричастие не

должны обозначать действия разных предметов и лиц.
НЕПРАВИЛЬНО:
Встретившись на вокзале,

слёзы сами показались на глазах.

ПРАВИЛЬНО:
Когда мы встретились на вокзале, слёзы сами показались из глаз.
Встретившись, мы заплакали.

5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц.

Слайд 216. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В предложениях,

содержащих причастный оборот, необходимо обращать внимание на следующие моменты:

Согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и падеже.
Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
Определяемое слово образ стоит в и.п., ед. ч., м. р., а причастие созданные – в и.п., мн. ч. Следовательно, данное предложение построено грамматически неверно. Правильный вариант: Образ поэта-пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.
Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
Определяемое слово снайпера разрывает в данном предложении причастный оборот засевшего на дереве, следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. Правильные варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Мне было поручено
уничтожить засевшего на дереве снайпера.

6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом В предложениях, содержащих причастный оборот, необходимо обращать внимание на

Слайд 226. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Необходимо правильно

найти определяемое слово.
В данном предложении определяемым является слово сына,

а не лицо, следовательно, верный вариант:
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом Необходимо правильно найти определяемое слово. В данном предложении определяемым

Слайд 23 7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Слайд 24 Попробуем решить это задание
7-1. Установите соответствие между предложениями

и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Попробуем решить это задание7-1. Установите соответствие  между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к

Слайд 257-2. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них


грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию

из второго столбца.
7-2. Установите соответствие  между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца

Слайд 267-3. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них


грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию

из второго столбца.
7-3. Установите соответствие  между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца

Слайд 277-4. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них


грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию

из второго столбца.
7-4. Установите соответствие  между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца

Слайд 287-5. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них


грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию

из второго столбца.
7-5. Установите соответствие  между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца

Слайд 29Желаю удачи!!!

Желаю удачи!!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика