Слайд 1Система подготовки к ГИА
по русскому языку в новой форме
в
9 классе
Муниципальное образовательное учреждение города Кургана
«Средняя общеобразовательная школа № 53»
Слайд 2Структура и содержание экзаменационной работы
В работу по
русскому языку включено 6 заданий с выбором ответа из 4-х
предложенных, 14 заданий открытого типа, требующих краткого ответа обучающегося, и 2 задания с развернутым ответом: краткое изложение и одно альтернативное задание (сочинение).
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей.
Часть 1 - краткое изложение.
Часть 2 (А1-А6, В1-В14) содержит задания с выбором ответа и задания с кратким ответом.
Часть 3 (С2.1 или С2.2) - это задания открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющие умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста
На выполнение всей экзаменационной работы отводится 4 часа (240 минут).
Слайд 3Изменения в экзаменационной работе 2010 года по сравнению с 2009
годом
Все основные характеристики работы в целом сохраняются
Сокращено количество заданий с выбором ответа
Расширена тематика задания С2.1 с развернутым ответом
Уточнены критерии оценивания выполнения задания С1 с развернутым ответом
Изменено максимальное количество баллов за выполнение работы в целом
Слайд 4Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Ответ на задание
С1 (сжатое изложение) 1 части работы оценивается по специально разработанным
критериям. Максимальное количество баллов – 7 баллов.
За верное выполнение каждого задания 2 части работы выпускник получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший задания второй части работы, - 20 баллов.
Оценка ответа на задание С2.1 или С2.2 3 части работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за альтернативное задание – 7 баллов.
Оценка практической грамотности экзаменуемого и фактической точности его письменной речи производится на основании проверки изложения и сочинения в целом и составляет 10 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, - 44 балла.
Экзаменационная работа считается выполненной на удовлетворительном уровне, если экзаменуемый набрал не менее 20 баллов, 3(три) из которых получены за грамотность.
Слайд 5Особенности сжатого изложения как формы работы с текстом (первая часть
экзамена)
Сжатое изложение передает содержание первичного текста кратко
и обобщенно, требует навыка отбора существенной информации.
Написать сжатое изложение гораздо сложнее, чем подробное.
Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств.
Сжатое изложение должно быть КОРОТКИМ по форме, но НЕ БЕДНЫМ по содержанию.
Слайд 6Методические требования к сжатому изложению
1. Необходимо сохранить последовательность в развитии
событий, сохранить предложения, выражающие мысль, общую для каждой смысловой части.
2.
Установить смысловую и грамматическую связь между предложениями.
3. Использовать уместные, точные и лаконичные языковые средства обобщенной передачи содержания.
Слайд 7Три способа сжатия текста
Исключение подробностей, деталей
Обобщение конкретных, единичных
явлений.
Сочетание исключения и обобщения.
Приемы работы над сжатым изложением
Сокращение
некоторых однородных членов предложения.
Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.
Сокращение сложного предложения за счет менее существенной части.
Разбивка сложного предложения на сокращенные простые.
Перевод прямой речи в косвенную.
Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты.
Пропуск предложений с пространственными описаниями и рассуждениями.
Слайд 8Памятка для обучающихся
Внимательно прослушайте текст.
Определите тему и основную мысль текста.
Вдумайтесь
в название текста (именно в нем обычно заключается тема и
идея).
Установите причинно-следственные связи в содержании текста.
Определите, к какому типу речи относится текст (описание, рассуждение, повествование), и обязательно сохраните особенности этого типа при написании изложения.
Разделите текст на композиционные и смысловые части.
Начните работу по сжиманию текста. Выполняя это задание, помните, что, сжимая текст, вы должны передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом; заменить конкретное и отдельное обобщающим, а также исключить несущественное.
Постарайтесь сохранить особенности языка данного произведения и сохранить их в изложении. Напоминаем: перед вами не ставится задача сохранения авторского стиля, однако вы должны использовать авторские ключевые слова и словосочетания.
Напишите черновик изложения, затем после исправлений и проверки перепишите его начисто.
Слайд 9Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Цель написания - раскрыть важность тех или
иных языковых знаний, речевых умений в жизни.
Темы для сочинений-рассуждений на
лингвистическую тему могут быть самые разнообразные: «Зачем нужны суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраской?», «Можно ли с помощью многоточия понять подтекст произведения?» «Как наречия помогают понять душевное состояние героини?», «Как подчеркнуть свою речевую индивидуальность?» (о выразительных функциях фразеологизмов), «Как в тексте однородные глаголы-сказуемые помогают «оживить» изображаемое?», «Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении?» и др.
Слайд 10Композиция сочинения-рассуждения
В основе сочинения –рассуждения может быть описание ситуации, которая
воплощает проблему («Однажды между моим другом и мною возник спор…»,
«Как-то раз мы ехали по улице и увидели…») или прямая актуализация проблемы («Для чего же мы учим в школе русский язык столько лет?»
Формулирование тезиса – то, что надо доказать, объяснить или опровергнуть («Я считаю, что…», «Трудно согласиться с мнением тех, кто утверждает, что…»)
Обоснование тезиса может быть осуществлено с помощью подобранных аргументов, причем источником для аргументации может стать языковой материал исходного текста («Чтобы подтвердить эту мысль, достаточно обратиться к тексту…»)
Вывод – то, что доказано, объяснено или опровергнуто (Итак,..
Следовательно,..)
Слайд 11Средства связи частей рассуждения
В рассуждении для перехода от тезиса к
доказательствам часто используется вопрос «Почему?», частица «ведь» или такие предложения:
И
вот почему.
Это можно доказать так (следующим образом).
Докажем это.
В этом легко убедиться.
Это объясняется следующим…
При выдвижении аргументов важно соблюдать последовательность, логичность, при этом уместно будет использование вводных слов и сочетаний: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, например, допустим, предположим, так, значит, следовательно и др.
Вывод связывается с доказательством чаще всего посредством таких слов, словосочетаний, предложений: итак, таким образом, обобщим все сказанное выше; подведем итог; из всего сказанного следует, сделаем вывод…
Слайд 12С чего начать работу над сочинением по фразе?
Памятка для обучающихся
Прежде всего ответь (мысленно) себе на вопросы:
интересно ли
было читать этот текст;
что нового он открыл тебе;
в чем заключается позиция автора;
в каком предложении заключается весь смысл текста.
Если ты правильно ответил на вопросы теста, предшествующие сочинению и касающиеся темы и идеи текста, то это будет тебе подсказкой в написании своего сочинения.
Далее нужно продумать композицию сочинения: вступление, основную часть, вывод.
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 13Продуманное вступление – это едва ли не самое трудное, так
как от него зависит все сочинение. Существуют самые разные варианты
вступлений:
определение ключевого слова в цитате;
определение проблемы, которую затрагивает автор;
лирическое размышление о теме и проблеме текста;
вступлением может быть цитата.
Итак, во вступлении обязательно называется тема и проблема.
При написании основной части очень важно умело сочетать опору на содержание текста с собственными выводами и суждениями, с аргументами, находящимися в тексте и взятыми выпускниками из окружающего мира. Таким образом, от краткого пересказа с цитированием не уйти, но делать это нужно очень умело, не превращая сочинение в пересказ.
В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение, может быть также развернута мысль, выраженная во вступительной части.