Разделы презентаций


Слова - паразиты и речевая культура

Содержание

Актуальность исследованияВ книге, которая перед тобой, которую, вероятно, ты уже прочел в ее первом издании, изображен человек, взятый из нашего же государства. Ездит он по нашей Русской земле, встречается с людьми

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Слова-паразиты и речевая культура
Исследовательская работа ученицы 9б класса
Алиевой Нигар

Рамиз кызы

Слова-паразиты и речевая культураИсследовательская работа ученицы 9б класса Алиевой Нигар Рамиз кызы

Слайд 2Актуальность исследования
В книге, которая перед тобой, которую, вероятно, ты уже

прочел в ее первом издании, изображен человек, взятый из нашего

же государства. Ездит он по нашей Русской земле, встречается с людьми всяких сословий, от благородных до простых. Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях. В книге этой многое описано неверно, не так, как есть и как действительно происходит в Русской земле, потому что я не мог узнать всего: мало жизни человека на то, чтобы узнать одному и сотую часть того, что делается в нашей земле.

Ну, эта…в книге, которая типа перед тобой, короче, которую ты прочел в ее первом издании, как бы изображен человек, взятый, ну, как бы из нашего же государства. Короче, ездит он по нашей, эта, Русской земле, встречается там типа с людьми всяких сословий, типа э-э-э от благородных до простых. Такскать, взят он больше затем, чтобы э-э-э показать недостатки и, такскать, пороки русского человека как бы, а не его достоинства и добродетели, ну и вот все люди, которые типа окружают его, взяты также затем, чтобы э-э-э показать наши слабости там и недостатки, короче; лучшие люди и характеры как бы будут в других частях, да. Ну и вот, в книге этой многое описано типа неверно, не так, как есть , короче, и как действительно происходит в Русской земле, ну, эта потому что я не мог узнать всего: короче, мало жизни человека, чтобы типа одному узнать и сотую часть того э-э-э, что делается в нашей земле, да.

Н.В.Гоголь

Актуальность исследованияВ книге, которая перед тобой, которую, вероятно, ты уже прочел в ее первом издании, изображен человек,

Слайд 3Актуальность исследования
Словесный мусор – бич современного общества в целом. Использование

слов-паразитов не ограничено определённой социальной или возрастной средой. Эти слова

звучат в речи теле- и радиожурналистов, политиков, преподавателей учебных заведений разного уровня, оказывая негативное влияние на экологию русской речи. И дело даже не в обрастании языка новой лексикой – проблема в том, что наша «прекрасная, богатая, могучая» речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседником.
Актуальность исследованияСловесный мусор – бич современного общества в целом. Использование слов-паразитов не ограничено определённой социальной или возрастной

Слайд 4Цель исследования
Изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в микросреде учащихся лицея,

выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение

внимания школьников и учителей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.
Цель исследованияИзучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в микросреде учащихся лицея, выявление действенных способов борьбы с данным вредным

Слайд 5Гипотеза
Большинство учащихся лицея бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты. Подобные

слова есть и в речи взрослых (педагогов и родителей), хотя

качественный состав этих элементов иной и зависит от общей культуры человека, речевой ситуации, психологических факторов.
ГипотезаБольшинство учащихся лицея бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты. Подобные слова есть и в речи взрослых (педагогов

Слайд 6Задачи
дать определение и классифицировать слова-паразиты
исследовать частотность употребления слов-паразитов, состав этих

структурных единиц (провести анкетирование в 9б, 11а классах)
выявить взаимосвязь между

употреблением слов-паразитов и речевой ситуацией
Задачидать определение и классифицировать слова-паразитыисследовать частотность употребления слов-паразитов, состав этих структурных единиц (провести анкетирование в 9б, 11а

Слайд 7Структура работы
Слова-паразиты как речевая единица
Классификация слов-паразитов в речи
Исследование частотности употребления

слов-паразитов в речи учащимися и педагогами ОЛ ТвГУ

Структура работыСлова-паразиты как речевая единицаКлассификация слов-паразитов в речиИсследование частотности употребления слов-паразитов в речи учащимися и педагогами ОЛ

Слайд 8Определение
Слово - это номинативная единица языка, являющаяся строительным материалом для

предложения. Высказывание строится из слов, смысл высказывания - из значений

слов. Каждый элемент высказывания берет на себя выражение части смысла целого. Согласно правилам языка, в фразе не должно быть ни одного слова, которое бы не принимало участия в выражении смысла высказывания.
Слова, не несущие смысловой нагрузки, принято называть сорняками (паразитами). Сами по себе эти слова не сорняки (в языке ненужных слов нет), но могут становиться ими в речи отдельных людей, недостаточно владеющих языком. Говорящий с трудом подбирает нужные слова, вынужден делать длинные паузы и заполняет их семантически пустыми лексическими единицами.
ОпределениеСлово - это номинативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения. Высказывание строится из слов, смысл высказывания

Слайд 9Исследование частотности употребления слов-паразитов
Мы предположили, что частота употребления слов-паразитов на

уроке может варьироваться в зависимости от общей усталости участников полилога,

их несобранности, неготовности к работе.

Исследование частотности употребления слов-паразитовМы предположили, что частота употребления слов-паразитов на уроке может варьироваться в зависимости от общей

Слайд 10Исследование частотности употребления слов-паразитов
На основании этой таблицы можно сделать следующие

выводы:
Однозначно можно сказать, что частотность употребления слов-паразитов на первом и

последнем уроках как во вторник, так и в пятницу в среднем в 3-4 раза выше, чем на других уроках. Причем данные подтверждаются как в отношении учителя, так и в отношении учащихся.
В начале и конце недели количество употреблений слов-паразитов приблизительно одинаково, хотя стоит отметить явное его увеличение среди употреблений учащихся на последнем уроке в пятницу, что можно объяснить как усталостью, так и особенностью предмета (устный). Надо оговориться, что на устных предметах вообще их количество заметно больше.
Частотность употребления паразитов в речи учащимися в среднем выше, чем педагогами, причем в течение недели у учащихся она стабильно высокая, а у педагогов немного снижается (10%).
Исследование частотности употребления слов-паразитовНа основании этой таблицы можно сделать следующие выводы:Однозначно можно сказать, что частотность употребления слов-паразитов

Слайд 11Исследование частотности употребления слов-паразитов
Самым распространенным и общеупотребимым из слов-паразитов является

ну (его использовали 42 раза, из них учитель – 1

раз); вот (использовали 43 раза);
Наиболее «либимы» учителями слова в общем, как бы, так сказать, значит, что, вероятно, связано со спецификой задачи педагога на уроке: объяснение, пояснение материала, его обобщение и приведение в систему;
Ученики, кроме уже названных вот и ну, отдают предпочтение словам как бы, я не знаю, собственно говоря, в принципе, значит, прежде всего, вообще;
Случаи употребления слов так вот, скажем и то есть редки.
Исследование частотности употребления слов-паразитовСамым распространенным и общеупотребимым из слов-паразитов является ну (его использовали 42 раза, из них

Слайд 12Исследование частотности употребления слов-паразитов
Полученные результаты косвенно подтверждают нашу гипотезу, но

мы решили рассмотреть употребление слов-паразитов в речи учащихся и преподавателей

с точки зрения их коммуникативной функции, воспользовавшись описанной нами классификацией Ю.Дараган (глава II). Результат наблюдения представлен двумя диаграммами:
Исследование частотности употребления слов-паразитовПолученные результаты косвенно подтверждают нашу гипотезу, но мы решили рассмотреть употребление слов-паразитов в речи

Слайд 13Исследование частотности употребления слов-паразитов
Слова-паразиты в речи педагогов
Слова-паразиты в речи учащихся

Исследование частотности употребления слов-паразитовСлова-паразиты в речи педагоговСлова-паразиты в речи учащихся

Слайд 14Заключение
На уроках наблюдается средняя степень засоренности речи участников учебного процесса

словами-паразитами, поскольку их использование в большей степени определяется сложностью, критичностью

момента речи или языковой ситуацией, связанной со спецификой работы.
Частотность употребления слов-паразитов выше на первых и последних уроках, что может быть связано с отсутствием концентрации и усталостью участников диалога.
Количество слов-паразитов в речи учащихся возрастает на пердметах гуманитарного цикла, что связано с необходимостью конструирования монологичного высказывания спонтанного характера.
Важное, на наш взгляд, наблюдение состоит в том, что больше половины опрошенных не знают, что такое слова-паразиты в речи, путая их с жаргонизмами, арготизмами и т.п. К этому числу относятся и педагоги.
ЗаключениеНа уроках наблюдается средняя степень засоренности речи участников учебного процесса словами-паразитами, поскольку их использование в большей степени

Слайд 15Рекомендации
тщательно следите за своей речью, избегая повторения «излюбленных словечек»;
сделайте

вдох, когда чувствуете искушение сказать что-то вроде «мгм» (образуется пауза;

но молчание всегда лучше любых «мгм»);
меняйте «паразитов» на нейтральные слова, например, вместо «ммм» или «эээ» попробуйте сказать вслух «торможу я»;
попросите кого-либо из членов семьи, чтобы он «штрафовал» вас за каждое слово-паразита: щипал, колол или отбирал тысячу рублей;
читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение качественной литературы.
Рекомендациитщательно следите за своей речью, избегая повторения «излюбленных словечек»; сделайте вдох, когда чувствуете искушение сказать что-то вроде

Слайд 16Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика