Разделы презентаций


Словообразование

Содержание

Словообразование – это установление родственных связеи между словами и изучение происхождения слов

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 3. Словообразование

Лекция 3. Словообразование

Слайд 3
Словообразование – это установление родственных связеи между словами и изучение

происхождения слов

Словообразование – это установление родственных связеи между словами и изучение происхождения слов

Слайд 4
Пеку – Печка
Лодка – Ладья
Молоко – Млечный путь
Иметь – Возьму
Кузнец

– Ковать
Ген - Жена
Начало – Конец

Пеку – ПечкаЛодка – ЛадьяМолоко – Млечный путьИметь – ВозьмуКузнец – КоватьГен - ЖенаНачало – Конец

Слайд 6
Что же они такие непохожие?
Почему у кареглазых родителей
голубоглазыйребенок?
И всегда ли

они были такими разными?

Что же они такие непохожие?Почему у кареглазых родителейголубоглазыйребенок?И всегда ли они были такими разными?

Слайд 7

Не вы меня изб?раете,
но я изб?ру вас

Не вы меня изб?раете, но я изб?ру вас

Слайд 8

Не вы меня избираете,
но я изберу вас

Не вы меня избираете, но я изберу вас

Слайд 9

Не вы меня избрасте
но я избьрахъ вы

Не вы меня избрастено я избьрахъ вы

Слайд 10

Наш древний язык был похож на латынь. Т.е. писался очень

просто,
как слышался. Почему?

Наш древний язык был похож на латынь. Т.е. писался очень просто, как слышался. Почему?

Слайд 12


Действовал принцип автономии, т.е.
звуки не смешивались
Роль разделителей играли ъ и

ь

Действовал принцип автономии, т.е.звуки не смешивалисьРоль разделителей играли ъ и ь

Слайд 13

Второй важный принцип был принцип гармонии (слогового сингармонизма)
Твердые согласные сочетались

с соотв.гласными (к, г, х)
Мягкие согласные с соответств. (ч’, ш’,

ж’)



Второй важный принцип был принцип гармонии (слогового сингармонизма)Твердые согласные сочетались с соотв.гласными (к, г, х)Мягкие согласные

Слайд 14

Третий важный принцип был принцип восходящей звучности
(от глухого к

гласной)
СТРА-ХЪ
И-СКА-ТЬ
ПО-ДЪ И-МУ
ЛЮ-БЬ-ЙУ






Третий важный принцип был принцип восходящей звучности (от глухого к гласной)СТРА-ХЪИ-СКА-ТЬПО-ДЪ И-МУЛЮ-БЬ-ЙУ

Слайд 15


ПЕКУ
ГЕНЪ
СУХЪ
ДУХЪ

ПЕКУГЕНЪСУХЪДУХЪ

Слайд 16
Но так долго
не могло происходить,
потому что славяне очень


мягкие и эмпатичные

Но так долго не могло происходить, потому что славяне очень мягкие и эмпатичные

Слайд 18

И даже про злостного комара не могут говорить иначе, как

уменьшительно-ласкательно

И даже про злостного комара не могут говорить иначе, как уменьшительно-ласкательно

Слайд 19
Сел комарик под кусточек,
На еловый на пенечек,
Свесил ноги на песочек,
Сунул

носик под листочек –
Спрятался!

Сел комарик под кусточек,На еловый на пенечек,Свесил ноги на песочек,Сунул носик под листочек –Спрятался!

Слайд 20
Сел комарик под кусточек,
На еловый на пенечек,
Свесил ноги на песочек,
Сунул

носик под листочек –
Спрятался!

Сел комарик под кусточек,На еловый на пенечек,Свесил ноги на песочек,Сунул носик под листочек –Спрятался!

Слайд 21

Не удивительно, что постепенно звуки стали смешиваться и после твердых

согласных появились
чужеродные гласные и [й]

Не удивительно, что постепенно звуки стали смешиваться и после твердых согласных появились чужеродные гласные и [й]

Слайд 22

ПЕКУ – ПЕКЪТИ – ПЕК’Т’И - ПЕЧЬ
ГЕНЪ – ГЕНА –

Г’ЕНА - ЖЕНА
СУХЪ – СУХЪЙА- СУХ’Й’A - СУША
ДУХЪ – ДУХЪЙА

– ДУХ’Й’А – ДУША
НА-КИНЪ-ТИ – НА-К’ИН’-Т’ - НАЧАТЬ

ПЕКУ – ПЕКЪТИ – ПЕК’Т’И - ПЕЧЬГЕНЪ – ГЕНА – Г’ЕНА - ЖЕНАСУХЪ – СУХЪЙА- СУХ’Й’A

Слайд 23

Так постепенно возникли
чередования

Так постепенно возникли чередования

Слайд 24

БОРДА – БОРОДА – БРАДОБРЕЙ
ВОРТА – ВОРОТА – ВРАТА
ПОРХЪ ?
СОН

– СНА
ДЕНЬ - ДЬНЯ

БОРДА – БОРОДА – БРАДОБРЕЙВОРТА – ВОРОТА – ВРАТАПОРХЪ ?СОН – СНАДЕНЬ - ДЬНЯ

Слайд 25

Тенденция к смягчению
осталась до сих пор

Тенденция к смягчению осталась до сих пор

Слайд 26
Старомосковское произношение
БОЮС (не С’)
МОЛОШНАЯ (не ЧН)
МАЛЕНЬКАЙ (не ИЙ)

Старомосковское произношениеБОЮС (не С’)МОЛОШНАЯ (не ЧН)МАЛЕНЬКАЙ (не ИЙ)

Слайд 27

СМСка
ФЛЕШка
ДЕВОЧКА, БАБУШКА
ГРУЗЧИК, ВРУНИШКА
КОТ – КОТИК ---- (только в русск.языке)

СМСкаФЛЕШкаДЕВОЧКА, БАБУШКАГРУЗЧИК, ВРУНИШКАКОТ – КОТИК ---- (только в русск.языке)

Слайд 28
И наконец, почему кОс-кАс,
лОж-лАг, бЕр-бИр, пЕр-Пир
излОжить – излАгать,
кОснуться

– кАсаться
собЕру – собИрать,
отпЕрать - отпИрать

И наконец, почему кОс-кАс, лОж-лАг, бЕр-бИр, пЕр-ПиризлОжить – излАгать, кОснуться – кАсатьсясобЕру – собИрать,отпЕрать - отпИрать

Слайд 29

Это связано со становлением категории вида
Совершенный-несовершенный

Это связано со становлением категории видаСовершенный-несовершенный

Слайд 30

А вот то, что мы имеем

А вот то, что мы имеем

Слайд 32

Как это все можно
использовать?

Как это все можно использовать?

Слайд 33

Сиреневенький с
ПРИ-ПОД-ВЫ-ПЕД-ВЕРТОМ

Сиреневенький сПРИ-ПОД-ВЫ-ПЕД-ВЕРТОМ

Слайд 34

Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка

Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка

Слайд 36

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как

мюмзики в мове.

Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове.

Слайд 37
PENTIUM
ИЗМ
ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ
КРОШКА-КАРТОШКА
ПЕРЕКРЕСТОК –
ПЕРЕХОДИ НА ЛУЧШЕЕ

PENTIUM ИЗМХЛЕБ НАСУЩНЫЙКРОШКА-КАРТОШКАПЕРЕКРЕСТОК – ПЕРЕХОДИ НА ЛУЧШЕЕ

Слайд 39
Рас-стояние: версты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели


По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,


В две руки развели, распяв,
И не знали, что это - сплав

Вдохновений и сухожилий...
Не рассорили - рассорили,
Расслоили...
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили - растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.

Который уж, ну который - март?!
Разбили нас - как колоду карт!
Рас-стояние: версты, мили... Нас рас-ставили, рас-садили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли.Рас-стояние: версты,

Слайд 40
Марина Цветаева ЗЕМНЫЕ ПРИМЕТЫ

Дабы ты меня не видел –

В жизнь – пронзительной, незримой
Изгородью окружусь.
 Жимолостью опояшусь,
Изморозью опушусь.
 Шорохами

опояшусь,
Шелестами опушусь.

Дабы ты во мне не слишком
Цвел – по зарослям: по книжкам
Заживо запропащу:
 
Вымыслами опояшу,
Мнимостями опушу.

Марина Цветаева ЗЕМНЫЕ ПРИМЕТЫДабы ты меня не видел – В жизнь – пронзительной, незримой Изгородью окружусь. Жимолостью

Слайд 41


Марина Цветаева


Смерть – это так:
Недостроенный дом,
Недовзращенный сын,
Недовязанный

сноп,
Недодышанный вздох,
Недокрикнутый крик.

Марина ЦветаеваСмерть – это так: Недостроенный дом, Недовзращенный сын, Недовязанный сноп, Недодышанный вздох, Недокрикнутый крик.

Слайд 43
Вл. Маяковский ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ
  Били копыта,
Пели будто:

- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица

скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь! -
 

Вл. Маяковский ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ  Били копыта, Пели будто: - Гриб. Грабь. Гроб. Груб.- Ветром

Слайд 44
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал

в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные...

Подошел и вижу

-
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти...
 
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
"Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы сих плоше?

Смеялся Кузнецкий. Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему. Подошел и вижу

Слайд 45
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь".

Может быть,
- старая -
и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь

Слайд 46
Домашнее задание
1.Повторить приставки (пре/при, с/з, Ъ), суффиксы (н/нн, о/е)
2.Придумаите рекламу,

где смысл меняется от однои буквы

Домашнее задание1.Повторить приставки (пре/при, с/з, Ъ), суффиксы (н/нн, о/е)2.Придумаите рекламу, где смысл меняется от однои буквы

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика