Разделы презентаций


Презентация по русскому языку по теме "Род имен существительных"

Содержание

ПравилоИмя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что? Бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными. Изменяется по падежам, числам.Бывают разными членами предложения.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Род имён существительных.
Подготовила: учитель русского языка и литературы Формагина

Оксана Николаевна
МКОУ «СОШ 13»

Род имён существительных.Подготовила: учитель русского языка и литературы Формагина Оксана Николаевна МКОУ «СОШ 13»

Слайд 2Правило
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и

отвечает на вопросы кто?, что?
Бывают собственными и нарицательными, одушевленными

и неодушевленными.
Изменяется по падежам, числам.
Бывают разными членами предложения.
ПравилоИмя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что? Бывают собственными

Слайд 3Актуализация знаний.
Женский род

Мужской род

Средний род

Относится к постоянным признакам.
Определять род существительных,

подставляю
слова - помощники:
моя, мой, моё.

Актуализация знаний.Женский родМужской родСредний родОтносится к постоянным признакам.Определять род существительных, подставляю слова - помощники: моя, мой, моё.

Слайд 4Распределите слова по строкам таблицы
Карандаш, одежда, ручка, печенье, тарелка, небо,

станок, ключ, яйцо, подъезд, колесо, сосна, окно, морковь, тетрадь, человек,

качество, дом, шампунь, капуста, мороженое

Определение рода имен существительных

Распределите слова по строкам таблицыКарандаш, одежда, ручка, печенье, тарелка, небо, станок, ключ, яйцо, подъезд, колесо, сосна, окно,

Слайд 5Повторим определение рода имён существительных.


Запишите
существительные,
укажите,
к какому роду
они

относятся.
Лебедь, мышь,
картофель,
бандероль,
тюль, фасоль,
рояль, шампунь,
овощ.

Повторим определение рода имён существительных.Запишите существительные,укажите, к какому роду они относятся.Лебедь, мышь, картофель, бандероль, тюль, фасоль, рояль,

Слайд 6Решите «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода.
Пианист: пианистка

= солист - х_______
Грек: гречанка = турок - х__________
Купец: купчиха

= пловец – х________
Артист: артистка = машинист – х____
Обозначьте суффикс, образующий новое слово.
В каком случае «уравнение» решить нельзя и почему?

В разговорной речи имеется устойчивая тенденция к образованию парных существительных женского рода по продуктивным моделям: геолог -- геологиня, врач – врачиха. Все они нарушают нормы современного русского литературного языка и употребляются лишь в исключительных случаях.

солистка

турчанка

пловчиха – разгов.

машинистка


Слайд 7

Определите род данных имён существительных?
Он или она? Мой или моя?


Неясно.
Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они

мужской или женский род только в контексте.
Какой мальчик злюка!
Какая девочка злюка!


Определите род данных имён существительных?Он или она? Мой или моя? Неясно. Эти слова называются словами общего рода,

Слайд 8Всегда ли легко определить род?
Запомните!



Два французских слова: какао и кофе

– употребляются как слова двух родов: ароматное какао  – среднего

рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком».

Всегда ли легко определить род?Запомните!Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное

Слайд 9«Третий лишний».
Молодёжь, картофель, путь.
Неряха, туфля, ветчина.
Самостоятельно составьте цепочку слов

на изучаемое правило.


«Третий лишний».Молодёжь, картофель, путь.Неряха, туфля, ветчина. Самостоятельно составьте цепочку слов на изучаемое правило.

Слайд 10Упражнение № 500, 501.
Молодцы!

Упражнение № 500, 501.Молодцы!

Слайд 11Род склоняемых имен существительных.
Как мы определяем и выражаем род существительного?
На

род имени существительного (кроме его падежного окончания) указывают:
а) формы прилагательного:

большой стол, красная ручка, широкое окно;
б) формы глагола: мальчик читал книгу; девочка изучала язык.
У многих слов трудно определить род. К ним относятся существительные:
а) мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий, корректив, овощ, погон, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг;
б) женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля, тапка, простыня, мозоль, просека, расценка;
в) среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце.
Запомните данные слова! Употребление их в другом роде является грубым нарушением нормы!

вывод

Род склоняемых имен существительных.Как мы определяем и выражаем род существительного?На род имени существительного (кроме его падежного окончания)

Слайд 12Исправьте ошибки. Подберите пару.
корова

курица

овца

слониха

волчица
Табуретка


Род и пол животных сводится к

замене имеющегося существительного мужского рода существительным женского рода иного корня:

бык – корова.

Исправьте ошибки. Подберите пару.коровакурицаовцаслонихаволчицаТабуретка Род и пол животных сводится к замене имеющегося существительного мужского рода существительным женского

Слайд 13Оцените свою работу на уроке.
Поставьте на полях тетради +,

если отвечаете «ДА», если «НЕТ» , то -
1. Сможешь ли

ты безошибочно найти в тексте имя существительное?
2. Сможешь ли ты  определить род имен существительных?
3. Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных?
4. Можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками?
5. Сможешь ли ты определить род имен существительных во множественном числе?
- У кого 4 +? Молодцы.
У кого нет, не огорчайтесь, время для исправления ещё есть.
Оцените свою работу на уроке.  Поставьте на полях тетради +, если отвечаете «ДА», если «НЕТ» ,

Слайд 14Параграф-94, упражнение № 505.

Спасибо за урок!
Домашнее задание.

Параграф-94,  упражнение № 505.Спасибо за урок! Домашнее задание.

Слайд 15Использованные материалы.

Влодавская Е. А. Дидактические материалы. 5 класс. 2011
http://www.tsengtours.com/files/rod-nesklonyaemyih-suschestvitelnyih-v-6-klasse.html
http://www.dofa.ru/open/book/1_russ/u12.htm
http://900igr.net/kartinki/russkij-jazyk/Urok-Rod-imjon-suschestvitelnykh/023-Molodtsy.html

Использованные материалы.Влодавская Е. А. Дидактические материалы. 5 класс. 2011http://www.tsengtours.com/files/rod-nesklonyaemyih-suschestvitelnyih-v-6-klasse.html http://www.dofa.ru/open/book/1_russ/u12.htmhttp://900igr.net/kartinki/russkij-jazyk/Urok-Rod-imjon-suschestvitelnykh/023-Molodtsy.html

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика