Разделы презентаций


Словосочетание (5 класс)

Знать: понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте. Уметь: выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово, строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок русского языка в 5 классе
По теме: «Словосочетание»

Урок русского языка  в 5 классеПо теме: «Словосочетание»

Слайд 2Знать: понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний

в тексте. Уметь: выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное

и зависимое слово, строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи.
Знать: понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте.  Уметь: выделять словосочетания из

Слайд 3


«Язык неистощим

в соединении слов»





А.С.Пушкин




Слайд 4 Темница, царевна, там, в, тужит, волк, а, служит, бурый, ей,

верно.



- Есть ли смысл в том, что записано? Что нужно

сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?

Темница, царевна, там, в,  тужит, волк, а, служит,  бурый, ей, верно. - Есть ли

Слайд 5В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит.


(из поэмы «Руслан и Людмила»)

- Что помогло вам построить предложение?
- Выделите словосочетания.
В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит.

Слайд 6 х
Тужит в темнице
х
Тужит там

х
Бурый волк

х
Служит ей
х
Служит верно

Вывод 1:слова в словосочетании связаны по смыслу.






хТужит в темнице   хТужит там

Слайд 7 В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит.

-Измените главное слово. О волке (Предложный падеж) - Что стало с зависимым? бур/ом/ (оно тоже изменилось) Вывод 2: слова в словосочетании связаны грамматически.
В темнице там царевна тужит,     А бурый волк

Слайд 8Как устанавливается смысл в предложении между словами, законы сочетания слов

в предложении и самих предложений изучает раздел науки о языке

– синтаксис (греч. – составление, построение)

Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.
Как устанавливается смысл в предложении между словами, законы сочетания слов в предложении и самих предложений изучает раздел

Слайд 9


Слова

каких частей речи могут составлять словосочетание?

Все ли слова в словосочетании

сочетаются?

Подумай!

Слова каких частей речи могут составлять словосочетание?Все ли

Слайд 10Виды словосочетаний по строению.






Виды словосочетаний по строению.

Слайд 11Задание: выбери нужное

Глубокая (весна, осень, ночь, день)
Большое ( спасибо,

пожалуйста)
Рыбный (суп, хвост)
Сушеные (грибы, фрукты, облака, белье)



Вы уверены?

Задание:  выбери нужноеГлубокая (весна, осень, ночь, день)Большое ( спасибо, пожалуйста)Рыбный (суп, хвост)Сушеные (грибы, фрукты, облака, белье)

Слайд 12- Прочитаем стихотворение Э.Мошковской.

Зачем автор выдумала сушеные облака?

- Прочитаем стихотворение Э.Мошковской.Зачем автор выдумала сушеные облака?

Слайд 13Прочитайте стихотворение А.А. Фета.


О чем пишет поэт?
О каком времени года?
Какое

словосочетание
вас удивило?

Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в тени,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
Прочитайте стихотворение А.А. Фета.О чем пишет поэт?О каком времени года?Какое словосочетание вас удивило?

Слайд 14Перед вами фрагмент из повести «Детство» А.М.Горького. - Как Алеша

относится к старухе?- Какие детали дают нам возможность понять это? -

Какие словосочетания наиболее ярко изображают старуху ?

«Не помню, как я очутился в комнате матери, у бабушки на коленях, перед нею стояли какие-то чужие люди, сухая зеленая старуха говорила, заглушая все голоса:
-Напоить его малиной, закутать с головой…
Она была вся зеленая, и платье, и шляпка, и лицо с бородавкой под глазом. Опустив нижнюю губу, верхнюю она подняла и смотрела на меня зелеными зубами. Прикрыв глаза рукою в черной кружевной перчатке без пальцев.»

Перед вами фрагмент из повести «Детство» А.М.Горького.  - Как Алеша относится к старухе?- Какие детали дают

Слайд 15Вывод: необычные словосочетания используются авторами как художественный прием.

Эпитет - образное

определение предмета.
Метафора (греч. – перенос) – один предмет изображается с

помощью другого, сходного с ним. Происходит перенос значения одного слова на другое по сходству обозначаемых ими предметов.


Вывод: необычные словосочетания используются авторами как художественный прием.Эпитет - образное определение предмета.Метафора (греч. – перенос) – один

Слайд 16Задание: Найди эпитет и метафору.

Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
А.С.Пушкин




Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье…
А.С.Пушкин

Задание: Найди эпитет и метафору.

Слайд 17Сравни тексты. К какому стилю они относятся Назовите словосочетания, с

помощью которых описана метель, выпишите и определите их роль в

данных текстах.

Свистит косая метель – белая метла дороги метет. Дымятся трубы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная поземка. Февраль летит на всех парусах.

Метель – перенос снега над земной поверхностью ветром достаточной силы. Иногда снег переносится вместе с пылью. Выделяют общую метель…..и верховую метель.

(Л.З.Прох.Словарь ветров.)

Сравни тексты. К какому стилю они относятся Назовите словосочетания, с помощью которых описана метель, выпишите и определите

Слайд 18Проверь себя!
По горизонтали:
4. Связь слов, устанавливаемая

по вопросам.
5. Сочетание слов.
6;7. Способы грамматической связи.

По вертикали:
Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания.
2;3. Части словосочетания.
Проверь себя!    По горизонтали:4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам.5. Сочетание слов.6;7. Способы грамматической связи.

Слайд 19Литература:
Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. -
Москва:«Просвещение»,

2003
Р.И.Альбеткова. Русская словесность. Москва: Дрофа, 2001
Т.П.Лозинская. Лингвистический анализ на уроках

русского языка. 5-6 класс. - Москва: «Московский Лицей», Брянск: «Курсив», 1997.
Выполнила Бондаренко Е.И., учитель русского языка и литературы МОУ Дедовичской средней общеобразовательной школы №2

2006г.
Литература: Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. - Москва:«Просвещение», 2003Р.И.Альбеткова. Русская словесность. Москва: Дрофа, 2001Т.П.Лозинская. Лингвистический

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика