Слайд 1Терентьева Г.И., учитель русского языка и литературы,
I квалификационной категории
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Тема урока
«Сложное предложение
с различными видами союзной и бессоюзной связи»
9 класс
Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА
Обучающие: формировать навыки синтаксического разбора сложных предложений и конструирования
сложных предложений по заданным схемам; тренировать учащихся в постановке знаков
препинания в сложных предложениях;
Развивающие: развивать умения составлять схемы сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи;
развивать умения выполнять мыслительные операции: анализ, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка; воспитывать коммуникативные отношения.
Слайд 3ТИП УРОКА:
урок обобщения и систематизации изученного
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ:
частично-поисковый, эвристическая
беседа
СТРУКТУРА УРОКА.
1. Создание эмоционального фона урока
2. Постановка целей
и задач урока
3. Актуализация знаний учащихся
4. Формирование новых понятий и способов действия
5. Формирование умений и навыков
6. Рефлексия
7. Подведение итогов урока
Слайд 4I этап
Работа с девизом урока
Знание выше информации, поскольку может проверить
ее достоверность, а мудрость больше, чем знания, это высшее, чего
может достичь человек
- Как вы понимаете данную фразу?
Желаю быть мудрыми или стремиться стать мудрыми. А что для этого необходимо делать?
2. Совместное целеполагание
3. Объявление формы урока, сообщение правил урока-аукциона, определение стоимости жетонов
Слайд 5II этап
4. Актуализация знаний по орфографии и орфоэпии
Лингвистическая разминка
расставьте верно
ударения – обеспечение, досуг, банты, ходатайство, кедровый, торты;
определите способ словообразования
– никто, какой-то, по-моему, справа, временно, глинистый;
орфографическая подготовка – маринова…ые грибы, ледя...ой взгляд, собра…ый быстро, прочита…ая громко, заплете…ая колоском, пуга…ая ворона, краше…ый известью, прочита…а вовремя
- определение вида словосочетаний (смотри выше), замена вида словосочетания
Слайд 65. Актуализация знаний по пунктуации
а) теоретическая разминка
Что называется сложным предложением?
Чем оно отличается от простого? Приведите примеры.
В чем разница
между ССП и СПП? Приведите примеры
- Какие существуют виды связи нескольких придаточных предложений с главным? Приведите примеры
Слайд 7б) закрепление знаний по теме
анализ предложений
Из скольких простых предложений состоит
данное предложение
Временами как порыв ветра налетало сознание что я сижу
в комнате на диване но стоило тряхнуть головой я снова оказывался у колодца
2) Укажите вид сложного предложения
Благородство зиждется на силе духа поэтому именно за человеческим благородством всегда остается победа
Слайд 83) Укажите вид связи придаточных в предложении Начертите схему предложений
Я
хочу чтобы слышала ты как тоскует мой голос живой
Очевидно было
что Савельич передо мною был прав что я напрасно оскорбил его упреками
Слайд 9
Создание проблемной ситуации
Как вы
думаете, всегда ли придаточные предложения
- всегда ли придаточные предложения отделяются
запятой?
В чем причина затруднения?
Формулирование учебной задачи
Узнать о вариантах постановки знаков препинания в СПП
Отработать приемы постановки знаков препинания в СПП
Слайд 10
3 этап
Формирование новых знаний и способов действия
1. Исследование
учебного материала (работа в парах).
План - задание для исследования.
Внимательно рассмотрите два предложения
Что у них общего?
Чем они отличаются?
Как поставить знаки препинания?
Сделайте вывод: как ставятся знаки препинания в предложении с однородным подчинением?
Сравните свои выводы с материалом учебника на стр. 120.
Подготовьте сообщение.
Итак, что нужно знать, чтобы правильно поставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными?
Слайд 11
Очевидно было что Савельич передо мною был прав что
я напрасно оскорбил его упреками
Очевидно было что Савельич передо мною
был прав и что я напрасно оскорбил его упреками
2. Составление схем предложений как вертикальной, так и горизонтальной
Слайд 123. Анализ предложения
Проанализируйте предложение, докажите, что знаки вы поставили верно.
Составьте схемы предложений
Я был твердо убежден что моих друзей чрезвычайно
занимал вопрос о том умению ли дружить и способен ли я видеть недостатки других
Слайд 13Вы работаете в редакции детского журнала.
Клава Ошибкина прислала расказ.
Внимательно прочитайте его. Используйте знания, полученные на уроке, и помогите
Клаве исправить ошибки в тексте.
Какой совет вы бы дали Клаве Ошибкиной?
Слайд 14Рассказ Клавы Ошибкиной
Несмотря на большие трудности, которые встретились
нам в туристическом походе, который состоялся во второй половине июня,
когда закончились все экзамены, мы провели его с успехом, так как все участники было хорошо подготовлены к тому, чтобы не смущаться лишениями, которые неизбежны в каждом походе.
Слайд 15
Рефлексия
Я узнал (а)…..
Я научился (ась)….
4 этап
Слайд 16
Домашнее задание
Повтори орфограмму (п. 22)
2. Закончи один из
предложенных текстов, используя как можно больше сложных предложений
1) Уходит зима.
Доживает последние дни, но-…
2) Мнение – это лишь отношение к чему-либо, а знание представляет собой понимание закономерностей…