Слайд 1
Исследовательский проект
«SMS – новый речевой
жанр?»
Автор работы:
Фимина Анастасия
Слайд 2Введение.
На уроке русского языка
по теме разговорный стиль речи и его жанры, я задалась
вопросом: часто ли мы пишем письма и что такое SMS. Если бы пять лет назад, спросили, что такое SMS, то многие бы затруднились ответить. Сегодня даже школьник, еще не умеющий читать, понимает, о чем идет речь, когда произносится слово «SMS». Безусловно, достижения научно-технического прогресса постепенно вытесняют письма из нашей жизни. Порой, действительно, легче позвонить родным, друзьям или послать SMS, чтобы поздравить или сообщить о каком-то событии, чем написать об этом письмо.
Итак, если предположить, что у письма нет будущего, и его полностью вытесняет SMS, то мы можем считать SMS, как новый речевой жанр? Но данное утверждение требует доказательства.
Слайд 3Цель:
Выяснить, является ли SMS новым речевым жанром.
Слайд 4Задачи:
1. Доказать, что SMS – новый речевой жанр или получить
опровержение этому.
2. Выяснить, насколько привлекательна такая форма общения как SMS.
3.
Узнать, может ли SMS вытеснить такой эпистолярный жанр как письмо.
Слайд 5Вопросы проекта:
1.Является ли SMS новым речевым жанром?
2. Какова коммуникативная
цель SMS?
3. Каковы функции SMS?
4. На какие группы делится SMS
по содержанию?
5. Каковы языковые особенности SMS?
6. Каковы ведущие стилевые черты SMS?
7. Чем отличается письмо от SMS?
Слайд 6О речевом жанре
На уроках
литературы дается представление о жанрах художественной литературы, например о ее
эпических разновидностях: рассказ, новелла, повесть, роман, эпопея. Достаточна широка и типология лирических и драматических жанров.
Однако «даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам… К речевым жанрам мы должны отнести и короткие реплики бытового диалог, и бытовой рассказ, и короткую стандартную военную команду, и довольно пестрый репертуар деловых документов, но сюда же мы должны отнести и многообразные формы научных выступлений» (Бахтин М.М)
Жанр являет собой форму организации речевого материала, основная составляющая которого находится в рамках того или иного функционального стиля. Жанры- относительно устойчивы, каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и реализует определенные типы связи между предложениями. Таким образом, текст не может быть жанрово «нейтральным»- он должен быть создан по законам определенного жанра.
Слайд 7Эпистолярные жанры:
Письмо
Дневниковые записи
Записки
И предположим:
SMS
Слайд 8Письмо — сообщение, выраженное в компактной форме и предназначенное для обмена
информацией между людьми.
Слайд 9Дневниковая запись - ежедневные записи наблюдений, текущих событий общественной или
личной жизни.
Слайд 10 В современном толковом словаре русского языка записка определяется
как:
1. Листок бумаги, содержащий короткое письмо, вопрос,
сообщение и т.п.
2. Краткое изложение какого-либо дела, сообщение о чем-либо в официальной форме.
Слайд 11SMS (англ. Short Message Service — служба коротких сообщений) —
технология, позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых сообщений сотовым
телефоном. К настоящему времени входит в стандарты сотовой связи.
Слайд 12История SMS:
SMS была создана как составная часть стандарта GSM Phase
1. Впервые система рассылки коротких сообщений была опробована в декабре
1992 года в Англии для передачи текста с персонального компьютера на мобильный телефон в сети
Слайд 13SMS по содержанию бывают:
SMS-розыгрыши
SMS-поздравления
Любовные SMS
Бытовые-SMS
Слайд 14 SMS как новый речевой жанр:
Коммуникативная цель сообщений –
просто установить контакт или передать информацию. Общение через sms-сообщения, в
отличие от телеграмм и писем, может представлять собой диалог. Собеседники могут узнавать о последних новостях друг друга. Телеграммы и sms-сообщения не могут быть анонимными, поэтому эсэмэски часто начинаются с обращения, а подписываются редко. Как правило, sms – это очень короткие сообщения, состоящие не более чем из 2–3 нераспространенных предложений. SMS-сообщения носят скорее неформальный характер. Часто ошибки делаются специально, чтобы подчеркнуть неформальность общения и максимально приблизить письменный текст к устной речи. Отсутствие возможности интонирования в SMS-общении компенсируется более активно, чем в обычной письменной речи: использованием многоточия, вопросительного и восклицательного знаков и их сочетаний, использование смайликов. Повышение тона обычно передается заглавными буквами.
Слайд 15 электронный способ передачи информации, скорость, дистанционность, письменная форма,
ограниченность в объеме, нелинейность во времени, неформальность общения, транслитерация, обилие
сокращений, пренебрежение орфографическими и пунктуационными нормами, в частности, написание по фонетическому принципу, компенсирование отсутствия мимики и жестов, смайликами и заглавными буквами.
Особенности SMS-общений:
SMS
Поздравляю вас всех, мои лапушки, с наступающим весенним
праздником – 8 марта! Пусть каждый день будет добрым и светлым. Дарит смех, доброту, новый взлет. Будет мир на везенье щедрым! Счастье, Радость, Удачу несет. Хочу, чтобы вы счастливее были. А мне для счастья надо только это!
С праздником 8 марта! Счастья, удачи!
Смотрим ТВ. Смотрите сериалы? Привет А.Н.
Какая у вас погода? В квартире тепло?
Чем занимаетесь? Что нового?
Люблю. Скучаю. Пишите.
Слайд 18Различия SMS от письма:
Во-первых, письмо передает не только события, произошедшие
накануне отправления письма, но и настроение адресанта.
Во-вторых, легко можно
прочувствовать душевное состояние писавшей, её одиночество.
SMS-сообщения передают только констатацию фактов и не позволяют разобраться в чувствах, в настроении адресанта.
В SMS -преобладание диалогической формы общения. В письме – монологической. В письмах часто употребляются личные местоимения и частицы (в том числе разговорные: ну, вот, ведь и т. д.) и притяжательные прилагательные, например Петина сестра, Лешина Наташа), причастия и деепричастия не употребляются. В SMS этого нет.
Слайд 19Сходство письма с SMS:
1. Неофициальность, непринужденность общения; неподготовленность речи,
ее автоматизм, эмоциональность и экспрессивность.
2. На уровне лексики и
фразеологии – используются слова, имеющие разговорную окраску, в том числе бытового содержания; присутствует конкретная лексика; много слов с экспрессивно – эмоциональной окраской (фамильярных, ласкательных, иронических, неодобрительных и т. д.) Но подавляющее количество слов – общеупотребительные, нейтральные.
3. На словообразовательном уровне – широко употребительны суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности; с окраской разговорности. Образование прилагательных оценочного значения, глаголов. Для усиления экспрессии используется удвоение слов.
4. С точки зрения морфологии – видим преобладание глаголов над существительными, особенно в SMS.
5. Характерные особенности синтаксиса – употребление неполных, односоставных, вопросительных и побудительных предложений.
6. Порядок слов в предложениях свободный
Слайд 20Выводы:
И письмо и SMS имеют
рамочную структуру.
повествование ведется от
1 лица.
композиционно – речевой тип – диалогический монолог.
тема – рематическая
структура.
искренность, исповедальный тон, эмоции, эксрессия.
Итак, сходство с письмом позволяет сделать вывод о том, что SMS – новый речевой жанр.
Слайд 21Опрос
1) Часто ли вы пишите SMS?
2) Привлекательна ли для вас
такая форма общения?
3) Как вы думаете, является ли SMS речевым
жанром?
4) Как часто вы пишите письма?
5) Кому вы пишите SMS?
6) Кому пишите письма?
7) Вы храните, перечитываете SMS?
8) Храните ли вы письма?
Слайд 23Привлекательна ли для вас такая форма общения?
Слайд 24Как вы думаете, является ли SMS речевым жанром?
Слайд 30Выводы по социологическому опросу:
Чаще пользуются SMS ученики - 50%
от числа опрошенных.
Привлекательнее такая форма общения для учеников – 71%
от числа опрошенных.
На поставленный вопрос: Является ли SMS речевым жанром? Респонденты ответили так, ответили да ученики – 64% , учителя 100%.
Чаще пишут письма ученики - 64% от числа опрошенных.
На 5 и 6 вопросы ученики больше пишут друзьям, а взрослые пишут больше родным
Социологический опрос в виде сравнения молодого поколения с взрослыми дал такие результаты: Использование SMS общения характерен для молодого поколения, такая форма общения для молодежи привлекательнее (50%), чем использовать письма (21%).
Слайд 31Коммуникативная цель SMS – передача письменной информации.
Главная функция SMS
- общение, обмен мыслями, дружеское поздравление, сообщение небходимой, реже деловой
или другой информации.
Языковые особенности SMS схожи с таким видом речевой деятельности, как письмо.
Вывод:
SMS – новый речевой жанр!!!
Заключение: