Слайд 1
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе.
Подготовка к
сочинению-описанию по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка».
Учитель М.А.Масловская
Слайд 2Сочинение по картине Ф.П.Решетникова
«Опять двойка»
Цель урока:
рассмотреть, как художник раскрывает основную
мысль картины,
подготовиться к описанию изображенного на картине.
Слайд 3Федор Павлович Решетников
1906 - 1988
Родился на Украине в семье иконописца.
Рисовал
с детства.
1929-1934 занятия в Высших художественно-технических мастерских в Москве.
Слайд 5Многогранность таланта
Ф.П.Решетникова
Слайд 6Ф.П.Решетников
Картина «Прибыл на каникулы» 1948
Сталинская
премия
Ф.М.Решетников
«Бурлаки»
Слайд 7Ф.П.Решетников
Картина «Достали языка»
Слайд 8Ф.П.Решетников
Картина «Опять двойка» 1952
Слайд 9Ф.П.Решетников
«Опять двойка»
История создания картины
Художник вспоминал:
«Мысль написать картину родилась у
меня в школе, когда я сидел на уроке, наблюдая за учеником, который не мог решить у доски задачу. Я живо представил себе, как дома встретят мальчика, если он получит двойку, и решил написать об этом картину».
Слайд 10«Опять двойка» -
жанровая картина.
Передний план.
Центр картины.
Задний план.
На полотне запечатлена бытовая сцена. Вернувшийся домой из
школы мальчик сообщает своей семье о том, что он снова получил двойку.
Слайд 11«Опять двойка»
Основная мысль
Словарные слова
огорчить
опечалить
расстроить
Был ты вчера на футболе,
Славное дело –
футбол,
Если футбольное поле
Не отбивает от школ.
Б.Заходер
Невесело приносить домой двойки.
Слайд 12Вступление.
Объем – 3-5 предложений.
Федор Павлович Решетников – выдающийся русский художник.
События
из жизни детей становятся сюжетами для создания произведений литературы и
живописи.
У нас в классе прошел необычный урок русского языка.
Слайд 13Основная часть.
Объем – ? предложений.
1.Ученик – главный герой картины.
Вопросы- помощники.
Какой
возраст школьника?
О чем говорят его внешний вид, одежда,
поза, выражение лица?
О
чем говорит его «бывалый» портфель?
Слайд 14Основная часть.
Объем – ? предложений.
2.Мама получившего двойку ученика.
Вопросы- помощники.
Что говорит
о том, что мама – домохозяйка?
О чем говорят ее поза,
выражение лица?
Какой вопрос читается в глазах мамы?
Слайд 15Основная часть.
Объем – ? предложений.
3. Младший брат мальчика.
Вопросы- помощники.
Во
что одет ребенок?
На чем он сидит?
Какие эмоции он испытывает?
Почему?
Слайд 16Основная часть.
Объем – ? предложений.
4.Сестра «виновника событий».
Вопросы- помощники.
Что говорит о
том, что девочка хорошо учится?
О чем говорят ее поза, выражение
лица?
Из-за чего она переживает больше всего?
Слайд 17Основная часть.
Объем – ? предложений.
5. Бело-рыжий пес.
Вопросы- помощники.
Как художник изобразил
собаку?
О чем говорит поза собаки?
Слайд 18Основная часть.
Объем – ? предложений.
6. Комната – отражение быта 60-х
годов прошлого века.
Синий цвет стен,
на стене висят часы с маятником, календарь.
Ковер на полу.
Через дверь в другую комнату видны фикус на подоконнике и картина на стене.
Слайд 19Заключение.
Объем – 5-6 предложений.
1.Средства живописи – способ раскрытия замысла картины.
Каким переживанием связаны все действующие лица?
Как об этом говорят их позы, выражения лиц?
Почему художник выбрал приглушенные тона (голубовато-серые стены, коричневый пол, болотного цвета пальто ученика и т.д.)?
2.Мое отношение к картине.
Слайд 20Подведение итогов урока
Вопросы- помощники :
С какими фактами биографии Ф.П.Решетникова познакомились?
Какие картины художника увидели?
Какие мысли возникли у вас о картине
«Опять двойка»?
Слайд 21Домашнее задание
Написать сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка» на черновиках.