Слайд 1Советы по написанию сочинения –рассуждения на тему, связанную с анализом
текста (задание 15.3 ОГЭ по русскому языку)
Подготовила Черкашина В. А.
Учитель
русского языка и литературы
Слайд 2Задание 15.3
Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:
«Что такое человечность», взяв в качестве тезиса
данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
.
Слайд 5Критерии оценивания
С1К4 Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
ошибок в построении текста нет – 2 б.
Работа характеризуется композиционной
стройностью и завершённостью,
Но допущена одна ошибка в построении текста – 1 б.
В работе допущено две и более ошибки в построении текста - 0 б.
Слайд 6
Композиция
сочинения-рассуждения
1.Вступление. Толкование значения слова
2.Комментарий
3.Первый пример (из текста)
4. Второй пример
(из текста или из опыта)
5. Вывод
Слайд 7Способы толкования значения слова
1. Понятийный
Дружба – это бескорыстные личные
взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях,
общих интересах и увлечениях.
2. Синонимический
Человечность – это гуманность, человеколюбие.
3. Описательный
Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
4. Комбинированный
Сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого человека или животного.
Слайд 8Комментарий
Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность,
нравственную состоятельность этического понятия.
Например: Я считаю, что в наше
время это одно из самых важных слов: в современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.
Слайд 9Речевые клише к аргументам
Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор)
и жизненные наблюдения.
Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста
(ФИО автор) и жизненного опыта.
Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.
Анализируя поступки героя данного текста, можно увидеть, что …….
Нельзя не заметить, что герой данного текста……
Слайд 10Что такое аргумент, основанный на жизненном опыте?
1. Это обобщение каких-то
жизненных фактов:
- жизненная история, произошедшая с тобой;
- жизненная история,
произошедшая с твоим другом;
- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.
2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.
3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.
4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.
5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе теме. В таком случае, его необходимо процитировать.
Слайд 11вывод
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически
связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу
тезису и аргументам.
Слайд 12Речевые клише к выводу
Думаю,….
Хочется верить…, что
Таким образом,….
Подводя итог сказанному, можно
сделать вывод:…
Итак,…
Следовательно,…
Слайд 13Использованные источники:
Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений
/ В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа,
2014. – 319с.
ОГЭ 2015 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2014. – 240с.
http://www.fipi.ru (Проект демонстрационного варианта КИМ ОГЭ-9 2015 г.)