Слайд 1«Сочинение
на лингвистическую тему
как средство формирования у младших школьников
интереса к языку»
Павлова Анна Анатольевна
ГБОУ школа №570 Невского района
Санкт-Петербурга
Слайд 2
Начальное образование - это этап, на котором закладываются основы
языкового образования и речевого развития младших школьников.
Успешное достижение планируемых результатов
в овладении русским языком невозможно без устойчивого познавательного интереса к этому предмету.
С целью повышения интереса детей к русскому языку в методике применяются различные приёмы и виды работ. Одним из таких приёмов является написание сочинений «нетрадиционных» жанров, в частности написание сочинений на лингвистическую тему.
Сочинение на лингвистическую тему помогает осознать детям сущность изученных лингвистических понятий и явлений, обобщить и систематизировать изученный материал.
Этот и средство развития речи обучающихся, т.к. школьники учатся создавать текст с учётом его признаков, подбирать языковой материал для иллюстрации лингвистической теории, строить объяснение языковых фактов.
Слайд 3Сочинение на лингвистическую тему –
сочинение «нетрадиционного» жанра
Особенности сочинений
на
лингвистическую тему:
помогают выявить уровень мотивации обучающихся;
повышают интерес обучающихся к
изучаемой теме;
развивают творческие способности школьников, навыки связной речи;
активизируют образное и логическое мышление;
помогают отбирать, составлять и анализировать факты языка.
Слайд 4Лингвистическая миниатюра
- это краткий занимательный рассказ, создающий образное представление
о лингвистическом понятии, факте языка или речи. Главный персонаж рассказа
олицетворяет это понятие, в его «характере», действиях наглядно проявляются признаки понятия.
Особенность лингвистической миниатюры – образность, которая увеличивает «объяснительную силу» текста, способствует более глубокому освоению лингвистических знаний.
Для младших школьников характерно выполнение такого задания в жанре сказки или рассказа с оригинальным необычным сюжетом.
Слайд 5Пример сочинения- миниатюры
(3 класс)
Необычные существительные
На уроке
русского языка мы изучали имена существительные. Они бывают женского рода,
например: машина, сумка; мужского – картофель, лук; среднего - зеркало, солнце. А к какому роду относятся слова плакса, ябеда, умница? Я решил узнать и заглянул в учебник, который есть у старшего брата.
Оказалось, что это существительные общего рода. Они часто употребляются в разговорной речи, а род может меняться в зависимости от пола человека. Например: Ты ещё тот хитрюга! Моя сестра такая хитрюга!
Русский язык очень интересный и необычный.
Слайд 6Этапы формирования умения писать сочинение на лингвистическую тему
ознакомление с особенностями
текста лингвистической тематики;
редактирование текста, содержащего неполную и неточную лингвистическую информацию;
восстановление
текста на лингвистическую тему с пропущенными словами;
составление текста-миниатюры по аналогии или плану;
составление текстов лингвистической тематики на предложенную и самостоятельно выбранную тему.
Слайд 7Редактирование текста, содержащего неполную и неточную лингвистическую информацию
Весёлый корень
В стране Словообразование жил весёлый корень Звон.
С помощью приставок и суффиксов он мог превратиться в другие слова.
Корень Звон очень любил суффикс ПЕРЕ, потому что с его помощью он превращался в ПЕРЕЗВОН, и все вокруг слушали и восхищались им.
Суффикс ОК обычно вставал перед корнем, и вместе они бежали в школу. Звонок в школе необходим!
Только одна часть Звонка оставалась всегда неизменяемой – это окончание, которое служило для связи слов в предложении.
Слайд 8Восстановление текста на лингвистическую тему с пропущенными словами
(работа по
индивидуальным карточкам)
Имена …
В русском языке
есть слова, которые называются … … . Они отвечают на вопросы ... ., ... , … , … . Именно имена … уточняют нашу речь, делают ее образной и выразительной. Ведь увидев любой предмет, человек не только его называет, но и хочет его описать. Для этого он использует … ... .
Например, если я захочу описать медведя, то употреблю слова, отвечающие на вопрос … ?, и скажу, что медведь …, …, … . А вот в вазе лежит … , … ,… яблоко. А … берёзка? Она ... , … , … .
Имена ... нужны для того, чтобы сделать нашу речь более … и …. .
Слайд 9Составление текста-миниатюры по аналогии или плану
Примерный план: 1.Назови часть речи.
2.
Вспомни признаки этой части речи.
3. Приведи примеры.
4. Скажи, для чего
нужны в речи эти слова.
Глагол в нашей речи
Есть в русском языке часть речи, которая называется глагол. Это очень деятельная и активная часть речи. Глагол всё приводит в движение и выполняет любую работу. Он бегает, мастерит, варит, шьёт, летает. Стать грамотным человеком нам тоже помогают глаголы. Ведь на уроках ученики пишут, читают, рисуют, учат. Эти слова обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делают? что сделает? и другие.
Глагол – самая живая часть речи!
Слайд 10Темы сочинений на лингвистическую тему
«Чудесные волшебные слова»
«Спор частей речи: кто
главнее?»
«Автобиография слова» (слово рассказывает о себе)
«Волшебник мягкий знак»
«Весёлый корень»
«Приключения суффикса»
«Спор подлежащего и сказуемого»
«Волшебное ударение»
«Зачем нужны суффиксы»
«Глагол в нашей речи» и другие.
Слайд 11Методические условия написания сочинений на лингвистическую тему:
1) актуализация знаний
о тексте и его признаках;
2) целенаправленный анализ существенных признаков лингвистических
понятий и явлений, раскрываемых в сочинении;
3) выбор тем, требующих расширения знаний о языке и вызывающих интерес у учащихся;
4) постановка проблемных вопросов лингвистического характера, для решения которых необходим поиск сведений, подбор языкового материала и его анализ;
5) включение в систему обучения в качестве образца авторских текстов.
Слайд 12Книжка- альбом
«Русский язык – это интересно!»