Слайд 1Презентация к урокам по теме: «Способы
подчинительной связи»
8 класс
Презентацию подготовила учитель
русского языка и литературы МБОУ «СОШ 18. п.Теплоозерск»
Пулина Л.Н.
Слайд 3Синтаксическая разминка
Начертить схемы предложений:
Осень - волшебное время, которое вдохновляет многих
поэтов и прозаиков писать лучшие стихи и рассказы.
Я думаю, что
осень – это девица, которая ходит по лесу в лиственном платье, кормит белочек, раскрашивает деревья.
Слайд 5Самопроверка
[- - =],(- =).
[- =], (что - -
=),
(которая =,=,=)
Слайд 6Синтаксический разбор предложения
Серые осенние тучи нахмурившись вдруг заплакали крупными прозрачными
каплями.
Слайд 7Самопроверка
Серые осенние тучи, нахмурившись, вдруг заплакали крупными прозрачными каплями.
(Пов.,
невоскл., прост., двусост., распр.,полное, осл. обособл. обст., выраж. о.д.)
Выпишите по
3 подч. сл/соч.
Слайд 8Какое сочетание слов можно назвать словосочетанием?
Почему остальные сочетания не
являются словосочетаниями?
1. серые осенние
2. тучи нахмурившись
3. вдруг заплакали
Слайд 9
Вспомним!
НЕ являются словосочетаниями:
1) подлежащее и сказуемое: наступила ночь;
2) сочетание самостоятельного
слова со служебным: около дома, в течение урока, пусть поёт
и т.п.
3) сочетание слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, сломя голову и т.п.
4) составные словоформы: более светлый, будет ходить.
Слайд 10
Тема урока:
«Cпособы подчинительной связи»
Слайд 11Существует три способа
подчинительной связи:
Согласование
Управление
Примыкание
Слайд 12
Согласование
Главное слово + зависимое слово
- прилагательное;
- причастие;
Сущ-ое - порядковое
числительное;
- местоимение, по
форме сходное с ними
Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: морской берег, морского берега…
Слайд 13Практический совет!
Чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении
слово, которое отвечает на вопрос КАКОЙ? Затем найти
слово, от которого оно зависит.
Слайд 14
Управление
Главное слово + зависимое слово
Глагол и его формы - существительное;
(причастие, деепричастие);
сущ., прил., числ. - местоимение,
по форме сходное с
ним;
числительное.
-
Слайд 15Практический совет!
Поиск словосочетания с управлением – это поиск слова (с
предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому?
чему? и т.д., а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного.
Слайд 16
Примыкание
Главное слово +
Глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, Существительное
зависимое слово
Любое
неизменяемое
знаменательное слово
наречие;
деепричастие;
инфинитив;
сравнительная ф.
- Неизменяемое прилагательное; - притяжательные местоимения (ЕГО, ЕЁ, ИХ)
Слайд 17Практический совет!
Найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а
затем установив слово, от которого
оно зависит.
Слайд 18Задание 1 В данных словосочетаниях
установите способ подчинительной связи.
Новый микрорайон, улицы столицы, слушать молча, любовь к родине, по-летнему жарко, достойный награды
Слайд 19Задание 2 Выпишите из предложения словосочетания и определите способ связи.
Встану
я в утро туманное,
солнце ударит в лицо.
(А.Блок)
Слайд 20Задание 3
Замените словосочетание бумажные чудеса, построенное на основе связи
согласование, синонимичным со связью управление.
морской берег - ?
деревянный
дом - ?
Слайд 21Домашнее задание.
1). § 158. Выучить способы подчинительной связи (главные и
зависимые слова при согласовании, управлении, примыкании).
2). Упр. №51
3). Записать
по 3 примера на согласование, управление, примыкание.
Графически доказать.
Слайд 22Одиннадцатое октября
Классная работа
Слайд 23Проверьте себя
Аудитория, тенденция, диплом, официант, аттестат, свидетельство, дисциплина, аннотация, философия,
гарантировать, прогрессивный, изображение, организация, восторжествовать, репутация, полемизировать, удостоверение, мировоззрение, непримиримый.
Слайд 24Выписать словосочетания, определить способ связи
Возле леса, хвойный лес, лес шумит,
лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приема,
часы остановились, засушливое лето, от зноя и засухи, вследствие засухи, следствие закончено, играю на компьютере, виртуозно играть, во время игры, успел вовремя.
Слайд 25
Хвойный лес (согл.), лес да поле, настольные часы (согл.), часы
приема (управл.), засушливое лето (согл.), от зноя и засухи, играю
на компьютере (управл.), виртуозно играть (примык.), успел вовремя (примык).
Слайд 26
Определите способ подчинительной связи в предложениях и поставьте нужную цифру;
1 — согласование; 2 — управление; 3 — примыкание.
Лиловые сумерки,
быстро удалиться, плывут по воде, стая птиц, шел, оглядываясь; взмахнул рукой, сильно ударился; приятный голос; пошел напиться; услышал шорох; очень далеко.
Слайд 27Проверяем себя
1, 3, 2, 2, 3, 2, 3, 1, 3,
2, 3.
Слайд 28
Запишите слова;
гладь, правило, голубей.
Составьте с этими словами словосочетания так,
чтобы эти слова оказались разными частями речи, причем при составлении
словосочетаний с первыми двумя словами используйте способы связи согласование и примыкание, а с третьим словом — управление и примыкание.
Слайд 29Проверяем
себя
Гладь аккуратно – гл.+ нареч., примык.
Водная гладь – прилаг.
+ сущ., соглас.
Трудное правило – прилаг. + сущ., соглас.
Правило долго
(самодержавие) – гл.+ нареч., примык.
Не гоняй голубей – гл. + сущ., управл.
Стало голубей (небо) – гл.+ ср.ст.прил. - примык.
Слайд 30Проверяем себя
( ответы на карточку тест)
+, +, -, 0,
-, -, -, -.
Слайд 31
Домашнее задание: Упр.53, стр.27,
(11 словосочетаний разобрать )
§ 158.