Слайд 1Спряжение глагола
Особенности спряжения глаголов в русском языке.
Слайд 2Языковая разминка
1.Сделать синтаксический разбор предложения, расставить пропущенные знаки препинания.
-Нес..тся Терек
волнами точ..т дикий берег
клокоч..т вокруг огромных скал.
- Ноч..
стел..т тень и влажный берег студ..т
ночь тян..т свой невод золотой.
От чего зависит выбор гласной в окончании
глагола?
Слайд 3Повторение
Что такое глагол?
Какие морфологические категории присуще только глаголу?
Что такое переходность-непереходность,
возвратность-невозвратность глагола?
Слайд 4Новая тема
Что такое склонение?
Спряжение-это изменение глагола по лицам и
числам.
В русском языке выделяются глаголы I и II спряжения, а
также разноспрягаемые глаголы.
Слайд 5Глаголы I спряжения
Думать
Ед.ч. Мн.ч
1л. Думаю думаем
2л. Думаешь думаете
3л. Думает думают
Слайд 6Глаголы II спряжения
Пилить
Ед.ч.
Мн.ч
1л.пилю пилим
2л.пилишь пилите
3л.пилит пилят
Слайд 7Внимание
Ко II спряжению относятся следующие глаголы:
-на –ить (кроме брить и
стелить – I спр.)
-на –ать ( гнать, дышать, держать, слышать)
-на
– еть( смотреть, терпеть, вертеть,
зависеть, видеть, ненавидеть,
обидеть)
Все остальные глаголы относятся
к I спряжению!
Слайд 8Лингвистическая справка
Давайте поговорим с Вами о исконно русских глаголах.
1.Глагольные близнецы-
одеть и надеть
« покрыть одеждой» и « снабдить одеждой»
Гл. +
сущ. с обозначением лица.
«укрепить что-то на чем-нибудь» и «целиком или частично покрыть одеждой»
Гл. + сущ. с обозначением неодушевленного предмета.
Одеть-раздеть и надеть-снять.
Шуба одеванная; И одевъ одежды свои; Он чулочки одевает.
Слайд 9Лингвистическая справка
2.Два глагола обуять.
« охватить, объять, овладеть»
об +
уяти (у + яти) в значении « брать, хватать»
Пример: Такая
меня тоска обуяла, такая грусть, что, кажется, все бы на свете отдала.
«охваченный, объятый»
Пример: Виновен я; гордыней обуянный ,обманывал я бога и царей.
- «лишить рассудка, сделать безумным»
Приставка О + суффикс –ати от прил. Буи « глупый, безумный»
Пример : Надменный! Кто тебя подвигнул? Кто обуял твой дивный ум?
Слайд 10Закрепление
-Задание №1
Проспрягать глаголы, выделить окончание, определить спряжение.
Просить, сказать, тереть, брить.
-Задание
№2
Переписать, ставя глаголы в нужной форме
настоящего времени, выделить окончание.
1.Сосны вершинами(махать)
приветно.
2.Лиловая занавеска чуть-чуть(колыхаться) от ветра.
3.(Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок.
4.Не пенится море, не (плескать) волна.
5.Мороз слегка (щипать) за щёки.
Слайд 11Подведение итогов урока
Итак, какую тему мы сегодня изучили?
Что такое склонение
и спряжение?
Какие глаголы относятся к I и II спряжению?
Сегодня на
уроке мы провели лингвистический анализ исконно русских глаголов, дали историческую справку.
Закрепили полученные знания на практике.
Слайд 12Домашнее задание
1.Выучить теоретический материал.
2.Выполнить упражнение № 441 на странице 169
по заданию.
3. Пять глаголов из данного номера проспрягать, выделяя окончания.