Слайд 1 Урок русского языка в 5 классе
Урок на тему «Диалог»
Слайд 2Тип урока- урок открытия новых знаний
Вид – урок смешанного типа.
Слайд 3Ход урока:
1.Мотивация
(Организационный момент)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность
на личностно-значимом уровне.
Добрые пожелания детям. Запись числа и классной
работы в тетрадь. Настрой детей на урок.
Слайд 4 2.Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала для открытия
нового знания.
а) Лингвистическая разминка
Найти «лишнее» написание. Обосновать. Записать, обозначить
орфограмму. Найти эпитет.
Сколь..кий лё…, ро..кий сне…, Де.. моро.., сла..кий пиро…, радос…ный и чудес..ный.
Слайд 5б) Пунктуационная работа
Составить схемы предложений. Последнее предложение записать, расставить знаки
препинания
1) Дед Мороз и Снегурочка приходят к нам когда наступает
Новый год
2)Все и взрослые и дети любят подарки
3) А ты Владик какой подарок попросил у Деда Мороза поинтересовался Коля
Слайд 63. Самоопределение к деятельности
Цель этапа: выявление затруднений и их обсуждение.
-Что
мог бы ответить Владик?
-Между ними состоялся бы …
- В
переводе с греческого
«логос» - слово «дио» - два
-Итак, какая тема урока?
-Записываем тему урока
Слайд 7-Поставим цели к концу урока:
- узнать …(что такое диалог,
из каких частей состоит диалог);
-научиться …(находить диалог в тексте, правильно
расставлять знаки препинания при диалоге, строить схемы предложений )
- уметь…(выразительно читать тексты с диалогом, составлять диалог, использовать в речи «волшебные» слова)
Слайд 84. Открытие нового знания
(Новое знание учащиеся получают в результате самостоятельного
исследования)
Работа по учебнику: работая с текстами, обращайте внимание на
постановку тире
а) материал для самостоятельных наблюдений (участвуют в чтении 5 человек)
б) чтение определения( реплика)
- Когда ставится тире? (Перед репликой)
- В каких стилях речи может использоваться диалог? В каких жанрах художественного стиля?
Слайд 9 - Попытаемся сделать вывод:
что общего с
прямой речью (слова автора, реплика и прямая речь с большой
буквы, часто есть обращения);
в чем различия ( прямая речь - кавычки, реплика – тире).
- Строим схемы предложений с диалогом.
А:
- Р.
Р, - а.
Слайд 104. Первичное закрепление знания
Раздаточный материал
(комплексный анализ текста)
Ёж фонарик не включил
Из
лесной гнилушки
И на ёлку наскочил
Ночью на опушке.
- Как твои
иголки? –
Ёж спросил у ёлки.
- Все целы. А как твой нос?
- Целый! – ёжик произнёс.
- Извини и ты, сосед,-
Ёлка скрипнула в ответ.
Ёж и ёлка при ночной
Встрече на опушке
Не сказали ни одной
Колкости друг дружке
Слайд 11Вопросы и задания:
1.Подготовить выразительное чтение стихотворения.
2. Есть ли диалог? Сколько
реплик?
3.Есть ли обращение, назовите.
4.Построить схему диалога.
5. Назвать тему и главную
мысль текста (Необходимость быть вежливыми и внимательными друг к другу). В каких словах это нашло отражение?
-Какие вежливые слова вы знаете? Назовите друг другу. Кто больше?
Слайд 125. Физминутка
- Как живешь?
- Вот так! ( большой палец)
- Как
идешь?
- Вот так!(марширует)
- Как бежишь?
- Вот так! (бег на месте)
-
Ночью спишь?
- Вот так. (ладони на щеку)
- Как глядишь?
- Вот так. (упражнение для глаз)
- Как берешь?
- Вот так.(руки к себе)
- Как даешь?
- Вот так. (руки от себя)
- Как живешь?
- Вот так!
-Что мы произнесли? В чем его особенность?
Слайд 136.Включение в систему знаний
Цель: фиксация нового знания в памяти учащихся.
-Что
мы должны помнить при составлении диалога?
а) Реплики должны быть связаны
по смыслу.
б) Слова автора должны помогать понять чувства говорящего.
в) Необходимо избегать повторов в словах автора
Слайд 147.Самостоятельная работа
Записать, вставить пропущенные буквы
Прог…в..рил,спр…сил, …тветил, поинт…ресовался, уд…вился, п…думал, прош…птал,
закр…чал, …брадовался.
Сверить записанное.
Слайд 158.Обобщение полученных на уроке знаний
а) Составить диалог. (Работа в парах)
-
вернемся к записанному предложению с прямой речью. Продолжим диалог
- постарайтесь
использовать вежливые слова
б) Правильно записать диалог
в) Построить схему
- Проверка составленного диалога.
Слайд 169. Рефлексия
Продолжите фразы:
«Сегодня на уроке я узнал…»,
« Я
научился…»
Понадобятся ли вам полученные знания? Где?
Слайд 1710. Домашнее задание:
Упр. 253 ( ?)
Составить диалог на новогоднюю
тему (+)