Слайд 1Презентация
к уроку русского языка в 6 классе по теме
«Степени сравнения
имён прилагательных».
Составитель:
Мамаева Муминат Абдулвагабовна,
учитель русского языка литературы
Уллубийаульской СОШ
РД.
Слайд 2Тип урока: повторительно-ознакомительный.
Технология: элементы методики обучения русскому языку средствами ИКТ
и наглядностью.
Цель: повторить изученный материал об имени существительном, имени прилагательном
и дать начальное представление о степенях сравнения имени прилагательного.
Знать: степени сравнения прилагательных, способы их образования
Уметь: правильно отличать сравнительную и превосходную степени имён прилагательных.
Тема урока: Степени сравнения
имён прилагательных.
Слайд 3Найди спрятанные существительные
Слайд 4СПРЯТАННЫЕ СЛОВА.
ФАТА
ФАНАТ
БУТИК БАНК
КУНАК КУБИК
ОКО КОТ
КАБАК ВАТА
СКАКУН ТАНК
КАБАН ТАБУН
КОТИК КУТАН
АТАКА КОК
Слайд 5Проверка знаний.
1.Определите род и склонение найденных существительных.
2.Подберите к данным существительным
прилагательные.
Слайд 6Ассоциации
Подберите ассоциации к слову зима.
Холод,лёд, пурга, воздух,сугроб,
снег,метель,
Образуйте от
этих слов прилагательные.
Слайд 7Холод-холодный
Мороз-морозный
Снег-снежный
Лед-ледяной
Воздух-воздушный
От всех ли существительных можно образовать имена прилагательные?
Сугроб , метель,
пурга- нельзя образовать прилагательные.
Слайд 8А как мы называем прилагательные
в литературе?
Эпитет
Слайд 9Подберите эпитеты к слову
снег.
Блистающий лёгкий
Мохнатый
глубокий
Мягкий
бездонный
Пушистый чистый
Пышный нарядный
Колючий серебристый
Хрустящий сверкающий
Веселый ослепительный
Искрящийся переливающийся
Слайд 10
Прочитаем стихи о прилагательном.
Я-имя прилагательное.
Я- слово замечательное,
Я- прилагательное, -
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета
нет-
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.
Слайд 11Найдите прилагательные,
выпишите их.
Я смотрела из окна,
Мне вся улица видна:
Деревянная скамья,
На скамье сидит семья:
Внук – красивый, молодой,
Дед с кудрявой бородой,
Мама с папой, а у ног –
Серый маленький щенок.
Если будете внимательными,
Вы найдете прилагательные.
Слайд 12Проверка знаний.
1. Прилагательное-это:
а) Часть речи, которая обозначает действие предмета
б) Часть
речи, которая обозначает предмет
в) Часть речи, которая обозначает признак предмета
2.
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
а) Кто? Что?
б) Какой? Какая? Какое?
в) Как? Когда? Откуда?
Слайд 133. Прилагательные в предложении бывают:
а) сказуемыми;
б) подлежащими;
в) дополнениями и обстоятельствами;
г)
определениями и сказуемыми.
4. Найдите строчку, в которой указаны только имена
прилагательные:
а) другой, пятнадцатый, беззвучный, такой;
б) мирный, веселый, безнадежно, красивый;
в) прямой, безвыходный, искусный, городской.
Слайд 14Новая тема:
Сегодня мы с вами будем говорить о таком свойстве
имени прилагательного, как степень сравнения. Но для начала мы совершим
экскурсию в два разных леса.
Степени сравнения
прилагательных.
Слайд 151-й лес.
Январь-месяц снегов. Что-то творится в лесу. К
утру станет видно: пришла зима!
Лес утонул в сугробах.
Под сводом неба застыли деревья. Вместе со снегом налетели и набежали в лес существа. Они расселись по пням и сучкам, по ёлкам и соснам-фигурки, на что-то очень похожие.
Медведи и совы, зайцы, куропатки, белочки.
Полон лес птиц и зверей.
Хочешь увидеть их-поторопись!
Каков этот лес?
Подберите к нему подходящие прилагательные.
Слайд 16Красивый
Интересный
Любопытный
Шумный
Подвижный
Оживлённый
Слайд 17А теперь заглянем в другой лес.
Январь-месяц больших молчаливых снегов.Что-то творится
в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима!
Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба застыли скорбные белые деревья.
Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные, невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, по ёлкам и соснам, странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие.
Огромные медведи, большеглазые совы, трусливые зайцы, белые куропатки, шустрые белочки. Полон лес диковинных птиц и зверей.
Хочешь увидеть их-поторопись!.
Слайд 18В какой из этих лесов вам бы хотелось пойти?
Почему?
Сравните оба леса.
2-й лес:
Красивый --------- красивее
Интересный--------интереснее
Любопытный------любопытнее
Шумный-------------более шумный
Подвижный--------более подвижный
Оживлённый------более оживлённый
Слайд 20Мы с вами образовали новые формы прилагательных с помощью суффикса
–ее- и с помощью слова более.
Эта форма прилагательного называется
сравнительной степенью.
Слайд 21Прилагательные обозначают признак предмета.
Тот или иной признак может быть
в данном предмете в большей или меньшей степени, чем в
другом предмете, или тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-нибудь признаку.
Слайд 22Весёлые зайцы.
Эти зайцы веселее.
это
дерево
дерево более пушистое
Слайд 24
Красивые
астры
лилии более
красивые
розы красивейшие
Слайд 25большой флаг
Этот флаг
больше
Этот флаг
самый большой
Слайд 26Сравнительная степень прилагательного показывает, что в том или ином предмете
признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом.
Сравнительная степень прилагательного имеет две формы:
простую и составную.
Большая-больше простая форма
Красивая-красивее. сравнительной
Тонкий-тоньше. степени
КруТой-круЧе.
Более красивая составная форма
Более тонкий сравнительной
степени
Слайд 27Превосходная степень прилагательного показывает, что тот или иной предмет превосходит
остальные предметы по какому-либо признаку. Превосходная степень прилагательного имеет две
формы: простую и составную.
Крупный-
крупнейший простая
Красивая- форма
красивейшая. превосх.
ТонКий- степени
тонЧайший.
Слайд 28Наиболее составная
красивая
форма
Самый
превосх.
тонкий степени
Слайд 29Выполнение упражнений
Упражнения №281,282.
Слайд 30Игра «Перейди дорогу».
Начальная форма
Сравнительная степень
Превосходная степень
Чтобы перейти дорогу, поднимите карточку
нужного цвета.
Слайд 31Правильный
Скучный
Длиннее
Самый добрый
Наиболее уютный
Вежливее
Гостеприимный
Более аккуратный
Крупнейший
Свободнее
Наиболее яркий.
Подними карточку нужного цвета.
Слайд 32«Третий лишний»
Найди лишнее слово.
1) Звонкий, точный, слаще.
2)Глубже, ярче,
мелкий.
3)Более светлый,
более аккуратный, медленнее.
4)Самый страшный,
наиболее важный, величайший.
Слайд 33Рефлексия.
1) О какой части речи мы сегодня говорили?
2) Расскажите, что
вы знаете о степенях сравнения имён прилагательных. Ответ сопровождайте примерами.
Слайд 34Домашнее задание
Упражнения № 286, 289.
Упражнения выполняйте с помощью учебника по
географии.
Слайд 35Использованные источники:
kartiny.ucoz.ru›photo/avatary/flagi/flag_rossii
Учебник русского языка для 6 класса.