Слайд 1Русский язык
и
культура речи
Слайд 2Стилистические возможности русского синтаксиса.
Стилистические фигуры
Фигура – обобщенное название
стилистических приемов, в которых слово, в отличии от тропов, не
обязательно выступает в переносном значении. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, «практического» употребления и имеющих целью усиление выразительности и изобразительности текста.
Слайд 3Анафора – повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных
строк или строф.
Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов
шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детский задумчивый взор.
(Фет)
Слайд 4Антитеза – стилистический прием контраста, противопоставлений явлений и понятий.
Наиболее
четко выраженная и простая по строению антитеза основывается на употреблении
антонимов:
Я царь – я раб, я червь – я бог!
(Державин)
Но противопоставление может быть выражено и описательно:
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
(Лермонтов)
Слайд 5Градация – стилистический прием расположения слов и выражений, а также
средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей) значимости.
Раз он
в море закинул невод, –
Пришел невод с одной тиной.
Он в другой раз закинул невод, –
Пришел невод с травою морскою….
(Пушкин)
Примеры нисходящей градации:
Ему обещает полмира,
А Францию только себе.
(Лермонтов)
Слайд 6Оксюморон – стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с
целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления.
И невозможное возможно,
Дорога
долгая легка.
(Блок)
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникает праведная Русь.
(Волошин)
… С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив.
(Есенин)
Слайд 7Острота. Такая фигура представляет собой вполне четкий стилистический прием, известный
с античных времен.
С пятилетнего возраста отдан я
был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здорово судить о свойствах борзого кабеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла…
(«Капитанская дочка» А. С. Пушкин)
Слайд 8Параллелизм – стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных
строк или строф.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с
тоской.
(Лермонтов)
Черный ворон в сумраке снежном,
Черный бархат на смуглых плечах.
(Блок)
Слайд 9Повторение – стилистический прием, который строится на повторении слова, выражения,
песенной или стихотворной строки с целью привлечь к ним особое
внимание.
Мы в поле были, По межам ходит
Венки развили, Да житушко родит, –
Венки развили «Уроди, Боже,
И жито глядели. Жито густое,
А святой Илья Жито густое,
По межам ходит, Колосистое,
Ядренистое!»
Слайд 10Рефрен – повторение строки или нескольких строк в конце строфы.
Ты
все, что сердцу мило,
С чем я сжился умом;
Ты мне любовь
и сила, –
Спи безмятежным сном!
Ты мне любовь и сила,
И свет в пути моем.
Слайд 11Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.
В грамматике риторический вопрос
определяется как предложение, вопросительное по форме, но заключающее в себе
не вопрос, а сообщение.
Что ты значишь скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Риторическое восклицание усиливают в сообщении выражение чувства:
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
(Мятлев)
Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественно изображения.
Земля – владычица! К тебе чело склонил я.
(В. Соловьев)
Слайд 12Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и
размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
Я
не люблю, о Русь, твоей несменной
Тысячелетней, рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый…
Смиренные, родимые черты!
Слайд 13Эллипсис – фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения
(чаще всего глагола) который подразумевается из контекста.
Я за свечкой –
свечка в печку,
Я за книжку – та бежать
И вприпрыжку под кровать.
(Чуковский)
Несколько примеров из «Белы» Лермонтова:…
Чуть зазевался, того я гляди – либо аркан на шее, либо пуля в затылке.
Слайд 14Эпифора – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания
в конце стихотворной строчки.
Степям и дорогам
Не кончен счет;
Камням и порогам
Не
найден счет.
(Э. Багрицкий)
Слайд 15Как видно, словесных средств художественной изобразительности имеется немало. Почти в
каждом произведении народной и книжной словесности есть эпитеты, сравнения, метафоры
и т. п. Но сами по себе они, конечно, еще не определяют художественности словесного произведения, они – лишь одно из средств её достижения.