Разделы презентаций


Стилистические фигуры

Содержание

Стилистические возможности русского синтаксиса. Стилистические фигуры Фигура – обобщенное название стилистических приемов, в которых слово, в отличии от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Фигуры построены на особых сочетаниях

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Русский язык и культура речи

Русский язык  и культура речи

Слайд 2Стилистические возможности русского синтаксиса. Стилистические фигуры
Фигура – обобщенное название

стилистических приемов, в которых слово, в отличии от тропов, не

обязательно выступает в переносном значении. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, «практического» употребления и имеющих целью усиление выразительности и изобразительности текста.


Стилистические возможности русского синтаксиса. Стилистические фигуры  Фигура – обобщенное название стилистических приемов, в которых слово, в

Слайд 3Анафора – повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных

строк или строф.


Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов

шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детский задумчивый взор.
(Фет)


Анафора – повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф.Только в мире и есть,

Слайд 4Антитеза – стилистический прием контраста, противопоставлений явлений и понятий.
Наиболее

четко выраженная и простая по строению антитеза основывается на употреблении

антонимов:

Я царь – я раб, я червь – я бог!
(Державин)

Но противопоставление может быть выражено и описательно:

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
(Лермонтов)
Антитеза – стилистический прием контраста, противопоставлений явлений и понятий. Наиболее четко выраженная и простая по строению антитеза

Слайд 5Градация – стилистический прием расположения слов и выражений, а также

средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей) значимости.
Раз он

в море закинул невод, –
Пришел невод с одной тиной.
Он в другой раз закинул невод, –
Пришел невод с травою морскою….
(Пушкин)

Примеры нисходящей градации:

Ему обещает полмира,
А Францию только себе.
(Лермонтов)
Градация – стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей

Слайд 6Оксюморон – стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с

целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления.

И невозможное возможно,
Дорога

долгая легка.
(Блок)

Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникает праведная Русь.
(Волошин)

… С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив.
(Есенин)


Оксюморон – стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия,

Слайд 7Острота. Такая фигура представляет собой вполне четкий стилистический прием, известный

с античных времен.



С пятилетнего возраста отдан я

был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здорово судить о свойствах борзого кабеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла…
(«Капитанская дочка» А. С. Пушкин)
Острота. Такая фигура представляет собой вполне четкий стилистический прием, известный с античных времен.   С пятилетнего

Слайд 8Параллелизм – стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных

строк или строф.


Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с

тоской.
(Лермонтов)

Черный ворон в сумраке снежном,
Черный бархат на смуглых плечах.
(Блок)
Параллелизм – стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или строф.Гляжу на будущность с боязнью,Гляжу

Слайд 9Повторение – стилистический прием, который строится на повторении слова, выражения,

песенной или стихотворной строки с целью привлечь к ним особое

внимание.




Мы в поле были, По межам ходит
Венки развили, Да житушко родит, –
Венки развили «Уроди, Боже,
И жито глядели. Жито густое,
А святой Илья Жито густое,
По межам ходит, Колосистое,
Ядренистое!»

Повторение – стилистический прием, который строится на повторении слова, выражения, песенной или стихотворной строки с целью привлечь

Слайд 10Рефрен – повторение строки или нескольких строк в конце строфы.




Ты

все, что сердцу мило,
С чем я сжился умом;
Ты мне любовь

и сила, –
Спи безмятежным сном!
Ты мне любовь и сила,
И свет в пути моем.
Рефрен – повторение строки или нескольких строк в конце строфы.Ты все, что сердцу мило,С чем я сжился

Слайд 11Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.
В грамматике риторический вопрос

определяется как предложение, вопросительное по форме, но заключающее в себе

не вопрос, а сообщение.
Что ты значишь скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?

Риторическое восклицание усиливают в сообщении выражение чувства:
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
(Мятлев)
Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественно изображения.
Земля – владычица! К тебе чело склонил я.
(В. Соловьев)
Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.   В грамматике риторический вопрос определяется как предложение, вопросительное по

Слайд 12Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и

размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.





Я

не люблю, о Русь, твоей несменной
Тысячелетней, рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый…
Смиренные, родимые черты!
Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во

Слайд 13Эллипсис – фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения

(чаще всего глагола) который подразумевается из контекста.
Я за свечкой –

свечка в печку,
Я за книжку – та бежать
И вприпрыжку под кровать.
(Чуковский)

Несколько примеров из «Белы» Лермонтова:…
Чуть зазевался, того я гляди – либо аркан на шее, либо пуля в затылке.
Эллипсис – фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения (чаще всего глагола) который подразумевается из контекста.Я

Слайд 14Эпифора – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания

в конце стихотворной строчки.




Степям и дорогам
Не кончен счет;
Камням и порогам
Не

найден счет.
(Э. Багрицкий)
Эпифора – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строчки.Степям и дорогамНе кончен

Слайд 15Как видно, словесных средств художественной изобразительности имеется немало. Почти в

каждом произведении народной и книжной словесности есть эпитеты, сравнения, метафоры

и т. п. Но сами по себе они, конечно, еще не определяют художественности словесного произведения, они – лишь одно из средств её достижения.
Как видно, словесных средств художественной изобразительности имеется немало. Почти в каждом произведении народной и книжной словесности есть

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика