Слайд 1Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени
Урок русского языка в 6
классе
Подготовила Бут Н.А., учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская
СОШ»
Слайд 2Цели урока:
познакомить со способами образования страдательных причастий настоящего и прошедшего
времени, с правописанием гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего и
прошедшего времени;
формировать умение находить и применять изучаемую орфограмму;
предупреждение орфоэпических ошибок
Слайд 3Синтаксическая пятиминутка
Человек успешно преодолева…щий свою лень может многого добит…ся.
- Какова
роль причастий в тексте?
Слайд 4Словарная работа
Движимый
будущий
следующий
Слайд 5Словарно-орфографическая работа.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясняя условия выбора орфограммы
Бор…щиеся с
волнами рыбаки, стро…щийся стадион, пен..щийся поток, дыш..щий зноем ветер, та..щий
снег, шепч..щийся камыш, се..щий дождь, хорошо вид..щий; постро..вший дом, ужал..вшего девочку, ла..вшей собаки, об отта..вшей земле, завис..вший от обстоятельств, ненавид..вший врагов, встрет..вшийся с другом, рассе..вший сомнения.
Причастие шепчущийся разберите по составу.
Слайд 6одева
ют
-ем-
одеваемый
Настоящее вр., несов. вид
1 спряжение
Слайд 7вед
ут
-ом-
ведомый
Настоящее вр., несов.вид
1 спряжение
Слайд 8слыш
ат
-им-
слышимый
Настоящее вр., несов.вид
2 спряжение
Слайд 9кле
ят
-им-
клеимый
Настоящее вр., несов.вид
2 спряжение
Слайд 10Страд.прич. наст.вр.
ЕМ, ОМ
от 1 спр.
ИМ
от 2 спр.
Слайд 11кле
им
ый
клею
клеить
2спр
се
ем
ый
сею
сеять
1 спр
Слайд 12
От чего зависит выбор гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего
времени?
(От спряжения глагола, от которого они образованы)
Слайд 13связа
ть
-нн-
связанный
Перех., сов.в
Слайд 14скоси
ть
-енн-
скошенный
Перех., сов.в.
Слайд 16Страд.прич.прош.вр.
-НН-(-Н-),
-ЕНН-(-ЕН-), -Т-
Слайд 17засе
я
ть
-
засе
я
нный
обид
е
ть -
обиж
е
нный
окле
и
ть -
окле
е
нный
Слайд 18Гласная + ТЬ
=
Гласная + -нн-
(-н-), ить = -енн-
Слайд 19
От чего зависит выбор гласной перед суффиксом -нн-(-н-) страдательных
причастий прошедшего времени?
(от гласной перед –ть- в глаголе неопределённой формы)
Слайд 21Комментированное письмо
Записать, объяснив написание суффиксов страдательных причастий настоящего времени.
Рассматрива..мый инженерами
проект, выращива..мый юннатами урожай, оберега..мые детьми саженцы, едва слыш..мый голос,
заполня..мая водой канава, подгоня..мая ветром лодка, управля..мая по радио модель.
Слайд 22Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясняя условия выбора гласной в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени
Выкач..нная нефть, выкач..нная из подвала бочка, выслуш..нные
замечания, высуш..нные грибы, замеш..нный в преступлении, замеш..нное тесто, подстрел..нная утка, расстрел..нные патроны, насто..нный чай, увенч..нный венком победитель, рассе..нные тучи, потер..нное письмо, утопт..нная песчаная тропинка.
Слайд 23Исправьте текст
Употребление данных причастий не соответствует литературной норме. Почему? Для
ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, от каких глагольных форм
образуются причастия. Записать предложения в исправленном виде.
1) Ребята, сделающие модели самолетов, будут премированы.
2)Туристы, увидящие красоты озер Карелии, надолго запомнят их.
3)Ученики, прочитаемые эту книгу, надолго запомнят ее героев.
Слайд 24Итог урока
Как образуются страдательные причастия настоящего времени?
При помощи каких суффиксов
образуются страдательные причастия прошедшего времени? От чего зависит выбор гласной
перед –н-,-нн- ?
Достигнуты ли нами цели урока?
Слайд 25Домашнее задание
Выучить теоретический материал в тетрадях по теории языка
Индивидуальная работа
по карточкам
Слайд 26Используемые материалы
Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе. М. Просвещение
2008 г.
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 7 класс. М.
«ВАКО» 2009 г.