Слайд 1 Живи, как знаешь,
Жизнь во всем любя,
Благословляй и солнцепек,
И затень,
Но отходя ко сну, спроси себя:
Кого и чем порадовал ты за день?
Н.Рыленков.
Слайд 2 Чуткий, бесчувственный, безжалостный, отзывчивый, вежливый, бессердечный, обходительный, бездушный,
почтительный, бесчеловеч-ный, воспитанный, беспощадный, любезный, жестокий, тактичный.
Слайд 3Татарский ученый и просветитель Каюм Насыйри
Слайд 4Улица Каюма Насыйри
Улица Каюма Насыйри – центральная и
одна из самых богатых аристократических улиц Старо-Татарской слободы. Здесь издавна
селились знатные татарские семьи, купцы-промышленники, представители высшего духовенства.
Слайд 5В самом начале улицы находится дом Казаковых
Двухэтажное здание
в классицистическом стиле построено по проекту архитектора П.В.Тихомирова в 1853
году. Бывшие владельцы дома Казаковы - известные казанские купцы и общественные деятели.
Слайд 6Дом Кушаевых
Соседний дом – также
памятник архитектуры. Это дом Кушаевых (Насыйри,5), построенный в 1862 году
архитектором П.В.Тихомировым. Двухэтажный дом купцов Кушаевых когда-то имел антресоли, остекленную веранду над входом и въездные каменные ворота. Рядом с домом располагался флигель и кирпичные службы. Здание представляет собой тип купеческой усадьбы, широко распространенного среди татарского населения Казани во второй половине XIX века .
Слайд 7 На другой стороне улицы стоит двухэтажный бревенчатый жилой
дом, построенный во второй половине XIX века. Мемориальная табличка на
здании указывает, что улица названа в честь татарского ученого-просветителя, педагога и писателя Каюма Насыйри.
Слайд 8Дом Шигабутдина Марджани
В соседнем доме (Насыйри,10)
в 1858-1889 годах жил соратник Насыри, татарский ученый Шигабутдин Марджани
(1818-1889). Дом выдающегося философа, историка и просветителя Марджани был своеобразным центром в Старо-Татарской слободе. Здесь бывали представители духовенства, деятели науки и культуры, купцы. Двухэтажный полукаменный дом в классицистическом стиле был построен в 1858 году.
Слайд 9 Рядом - одноэтажное здание на цокольном этаже с
резными наличниками в классицистическом стиле (Насыйри,12). Вторая часть здания –
кирпичная с кирпичными же проездными воротами. Здание построено во второй половине XIX века.
Слайд 10
Напротив дома Марджани – два
здания, принадлежавшие казанскому купцу и общес-твенному деятелю Бурганутдину Муллину (Насыйри,11,13).
Купец Муллин торговал чаем и сахаром. Несколько лет был старостой Казанского татарского купеческого общества. Пожертвовал средства на строительство медресе "Марджания", открытие Мусульманского благотворительного общества. Дом и флигель Муллина построены в конце XIX века.
Слайд 11 Достопримечательностью улицы является мечеть Марджани (Насыйри, 17). Это
одна из первых каменных мечетей Казани .
Слайд 12Вторая мечеть на улице Каюма Насыйри – Апанаевская (Насыйри,27).
Слайд 13 Дом Апанаевых (Насыйри,37), один из старейших купеческих
домов Старо-Татарской слободы сегодня находится в удручающем состоянии. Кирпичное двухэтажное
здание было построено по заказу купцов Апанаевых во второй половине XVIII века. Апанаевы в разное время владели кожевенными и мыловаренными заводами, широко занима-лись благотворительной деятельностью.
Слайд 14 Завершает улицу второй дом Апанаевых, расположенный на пересечении улиц
Насыйри и Сафьян. Двухэтажное каменное здание построено во второй половине
XVIII века. Это типичный образец жилого купеческого дома. Во дворе находились обширные службы с традиционными навесными остеклененными галереями, соединявшиеся с домом.
Слайд 16 О сын мой, если кто-нибудь оскорбит
тебя грубостью, не вздумай ответить тем же, лучше мягко пожури
обидчика.
Твои великодушие и человечность лишь тогда проявятся до конца, если ты найдешь в себе силы забыть, чем обязаны тебе люди. Сам, однако, вечно будешь помнить их доброту. Это и есть истинное мужество.
Умение простить даже тогда, когда можешь наказать местью — вот самое прекрасное из человеческих достоинств.
Слайд 17 Вопросы:
1)Какова основная мысль этого текста?
А) человек должен забывать обиды.
Б)
истинное мужество – помнить доброту других.
В) самое прекрасное человеческое достоинство – умение простить.
2)В каком предложении заключена основная мысль?
А) в первом;
Б) в последнем;
В) во втором.
3)Какой тип речи текста?
А) повествование;
Б) описание;
В) рассуждение.
4)Какие средства выразительности использованы в тексте?
А) эпитет;
Б) олицетворение;
В) метафора.
Слайд 19 Однажды к Учителю пришел юноша и
попросил разрешения заниматься у него.
— Зачем тебе это? — спросил
мастер.
— Хочу стать сильным и непобедимым.
— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.
— Почему?
— Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.
— Что тебе нужно? — спросил старый мастер.
— Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь...
И тогда Учитель взял его в ученики.
Притча о доброте и вежливости
Слайд 20 Я…………не коплю.
Я…………каждому дарю.
Я ………...не
дружу.
Я……… ..дорожу.
Сочините стихотворение