Слайд 1Подготовка к написанию сочинения- рассуждения в формате части С
Слайд 2Что проверяют?
1. Умение правильно понимать прочитанный
текст :
а) формулировать
проблему
б)комментировать прочитанное
в)выявлять авторскую позицию
2.Умение
вести диалог в широком смысле слова:
а)умение сформулировать свою позицию
б)доказать ее с учетом позиции другого человека
Слайд 3Требования к содержанию
Объем- от 150 до 300 слов
Эксперты считают
приемлемым объемом
объем от 170 до 280
слов
Не нужно писать более 300 слов!
Слайд 4Примерный план сочинения
1. Вступление
2. Отражение проблемы в тексте:
а) формулировка проблемы
б) комментарий
в) авторская позиция
Позиция ученика
а) согласие или несогласие с автором
б) собственная позиция (тезис + 2 аргумента)
4. Вывод = заключение
Слайд 5Упрощенный план
Вступление
Формулировка проблемы
Комментарий по тексту
Позиция
автора
Собственная позиция
Слайд 6Чем отличается от обычного сочинения?
Объем
Вы сами формулируете проблему
Слайд 7Вступление
2-4 предложения
Вступление + заключение =1/4 работы
Слайд 8С чего начать?
Риторический вопрос
Лирическое отступление
Назывное предложение
Вопросно – ответная форма
изложения
Цитата (из этого текста или другая)
Клише:
Каждому из нас приходилось встречаться…
Многие из нас знают…
Слайд 9Если начинаете с цитаты…
1. Из данного текста приводите
дословно, точно
2. Из другого источника:
а)
точно
б) в виде косвенной речи:
Лев Толстой считал , что…
Еще в начале двадцатого века Чехов говорил о…
Слайд 10А еще можно начать…
… с параллельного примера
Допустим,
перед вами текст о жизни пожилой женщины Катерины Ивановны,
которая страдает от одиночества, страшно доживает последние годы жизни.
Можно начать:
Горько видеть вокруг стариков, брошенных на произвол судьбы своей страной, близкими, детьми. В моем подъезде живет старушка…
Слайд 11Проблема
Проблема- это вопрос, требующий решения или обсуждения.
Проблематика - это
все вопросы, которые затрагиваются в тексте.
Тема –
это то, о чем говорится в тексте.
!!! В тексте может быть несколько проблем
Слайд 12Проблема
Достаточно сформулировать одну !
(это может быть даже побочная проблема)
Важно потом комментировать текст , определять позицию автора, свою точку
зрения именно по сформулированной проблеме
Слайд 13Как сформулировать проблему?
Можно:
а) процитировать
Автор прямо заявляет о проблеме «…
В
тексте говорится о «…
б) пересказать
в) указать
№ предложения
Проблема четко обозначена в предложении №…
Слайд 14Как сформулировать проблему?
Можно сформулировать :
а) проблема (чего)
б) в виде вопроса (конкретно по содержанию текста)- в этом
случае авторская позиция должна стать ответом на этот вопрос
!!! Можно сформулировать много проблем, но засчитывается только одна.
Слайд 15Проблема …
Поставить П ,выдвинуть, рассмотреть, коснуться , обсудить, уделить ей
внимание , над П можно думать , размышлять, П возникает
, встает, представляет интерес, ждет решения…
Слайд 16Проблема
Сложная, важная , серьезная , неразрешимая , глубокая , актуальная,
новая , нравственная…
Слайд 17Комментарий
Комментарий – это рассуждение о проблеме
Комментарий –объяснение того, как проблема
раскрывается в этом тексте
Нужно показать , насколько хорошо вы
поняли текст.
Обязательно опираемся на предложенный текст !!!
Помните !
а) не должно быть просто пересказа
б) комментируется
только сформулированная проблема
в) следует избегать чрезмерного цитирования
( Если используете цитату, она должна быть прокомментирована)
Слайд 19Комментарий
Проблема может быть свободно прокомментирована с опорой на текст. В
этом случае ученик следует за автором в раскрытии проблемы, старается
проследить за ходом авторской мысли, объяснить содержание текста, то есть показать, как проблема отражается в тексте
Слайд 20Цитирование
Уместно, но не более 7 слов в одном предложении.
Лучше
2-3 слова.
Автор говорит о том впечатлении , какое произвела на
него «еле уловимая кротость» собеседницы.
Автор мысленно рисует «березовый перелесок, за ним сосны, песчаный берег…».
Слайд 21Комментарий
Можно написать , кто еще обращался к этой проблеме, насколько
она актуальна (вечная или злободневная)
Можно указать тип проблемы:
а)нравственная
б)психологическая
в)экологическая
г) морально-этическая
Слайд 22Авторская позиция
Авторская позиция- это ответ на вопрос, который ставит автор.
Слайд 23Авторская позиция
Она может выражаться по-разному:
а) публицистический текст от
первого лица (в этом случае нужно говорить о позиции автора)
б) художественный текст или публицистический (повествование), написанный от третьего лица (есть позиция автора и есть позиция героя – нельзя путать!)
в) художественный текст от первого лица (лучше говорить о позиции рассказчика)
Слайд 24Авторская позиция
Публицистический от первого лица – позиция автора
Художественный или публицистический
от третьего – позиция автора и позиция героя
Художественный от первого
лица- позиция рассказчика
Слайд 25Как избежать тавтологии
Автор - он , писатель, публицист , мастер
слова
Писать- размышлять, задумываться , сообщать , рассуждать , пытаться
понять , пытаться постичь , повествовать, заявлять , указывать , говорить , обращать внимание , анализировать, подчеркивать , рассматривать…
Слайд 26Авторская позиция
Ее можно
а) сформулировать
б) пересказать своими словами
в) указать
№ предложения
Слайд 27Авторская позиция
Иногда у автора может быть двоякое отношение
С одной
стороны , автор… А с другой-
Иногда авторская позиция проявляется
в поступке героя
Иногда выражается через средства выразительности , и тогда о них следует говорить в комментарии
Слайд 28Собственная позиция
Собственная позиция – выражение личного взгляда на выявленную в
тексте проблему
Собственную позицию следует доказать (выдвинуть свой тезис и подкрепить
2-3 аргументами)
Слайд 29Собственная позиция
Я согласен с автором в том , что…
С моей
точки зрения , эта проблема весьма актуальна…
Трудно не согласиться с
автором в том , что…
Нельзя не согласиться с автором текста в том, что…
Я полностью разделяю позицию автора по отношению…
Слайд 30Собственная позиция
Однако не совсем точным является , на мой взгляд
, оценка автором (чего?)…
Мне кажется, что в этом автор не
совсем прав…
Я думаю, автор не прав , утверждая…
Я думаю , что с мнением автора можно поспорить…
В целом я разделяю точку зрения автора , однако не могу согласиться с тем , что…
Слайд 31Собственная позиция
Тезис + аргументы
Аргументы должны быть связаны с тезисом.
Аргументы:
а) логические рассуждения
б)пример из жизни
в) литературный (из произведения или из биографии писателя , поэта) (+ 1 балл)
г)предполагаемый пример
Слайд 32Аргументы
Не являются литературными аргументами:
а) фольклорные примеры (сказки
, пословицы, поговорки , былины и т. д.)
б) песни
в) пример из литературы, публицистики (без указания выходных данных)
Слайд 33Этические ошибки
Этические ошибки- высказывания, которые идут вразрез с общечеловеческими
нормами
Слайд 34Что является этической ошибкой?
Употребление грубых , вульгарных слов
Недопустимо некорректное отношение
к автору
Автор – маньяк…
Это глупо…
Нормальный человек так сказать не
может…
3. Слишком категоричное суждение
Всякая болезнь – вина самого человека.
Слайд 35Помните!
Абзацное членение
Нельзя допускать фактических ошибок
Следите за правильным словоупотреблением
Тщательно работайте с
черновиком, шлифуйте каждое предложение.
Делайте речь выразительной, богатой, интересной