Слайд 1
Устный экзамен по русскому языку
в 9 классе
Мастер-класс
учителя русского языка
и литературы МБОУ СОШ № 1 ст. Ессентукской
Белашовой Татьяны Викторовны
Слайд 3Почему многие ученики
боятся устной части?
1. Наши детки не приучены
разговаривать, так как в классе много учеников и на устную
часть не хватает времени
Слайд 4 2. Дети часто бывают зажаты и закомплексованы, что
очень сильно мешает им начать говорить, у них страх перед
любым вопросом
Слайд 53. У учеников - маленький словарный запас, а может и просто
нечего сказать по теме. Малый кругозор, не начитанность, возможно неинтересная
тема.
Слайд 62 варианта сдачи устного экзамена.
1 вариант
Задание 1 – чтение вслух
небольшого текста научно-популярного характера.
В задании 2 предлагается принять участие в
условном диалоге – интервью: ответить на пять вопросов.
В задании 3 необходимо построить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на план.
Слайд 7Первое задание —прочесть вслух небольшой текст с экрана.
Критерии оценивания выразительного
чтения вслух
Выразительность речи
Экзаменуемый сумел передать замысел автора и (или) своё
понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. 1
Экзаменуемый не сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. 0
Правильность речи (Соответствие речи языковым нормам)
Речь правильная (соответствует языковым нормам): отсутствует искажение слов (или допущена 1 ошибка), ударение в словах поставлено верно (или допущена 1 ошибка). Интонация передаёт пунктуацию текста (или допущена 1 ошибка). Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. 2
Речь правильная (соответствует языковым нормам), но присутствует искажение слов (допущены 2‒3 ошибки), и/илив постановке ударения допущено 2‒3 ошибки, и/илиинтонация в целом передаёт пунктуацию текста, но допущено 2‒3 ошибки. Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. 1
Речь содержит значительные ошибки (частично соответствует языковым нормам): присутствует искажение слов (более 3 ошибок), в постановке ударения допущено более 3 ошибок. Интонация неточно передаёт пунктуацию текста (допущено более 3 ошибок). Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. Понимание речи затруднено. 0
Максимальное количество баллов за всё задание 3
Слайд 8
Для оценки чтения текста предлагаются следующие группы критериев:
выразительность речи во
время чтения;
соблюдение норм;
искажение / верное прочтение слов;
темп чтения.
Слайд 9
Возможные трудности и проблемы при чтении:
несоблюдение интонации (мелодики) речи
неверная расстановка
пауз
неправильное произношение некоторых слов
съедание окончаний некоторых слов, особенно множественного числа
существительных и окончаний у глаголов
замена одного слова на другое при чтении:
постановка ударения на безударные части речи
логическое и фразовое ударения поставлены неправильно, не замечен сдвиг фокуса ударения:
сложности с чтением слов, имеющих в себе буквосочетание
Слайд 10
P.S.: помните, что все то, чему Вы научили своих детей
при выполнении первого задания, красной линией проходит и через остальные
три задания: интонация, паузы, произношение
Слайд 11Задание 2. Условный диалог
Задание предполагает умение отвечать на вопросы по
предложенным пунктам.
Необходимо дать ответы на 5 вопросов. Время на каждый
ответ – одна минута. За каждый правильный и точный ответ на вопрос – 1 балл. Если ответ дан в виде словосочетания, не соответствует вопросу или содержит ошибки, препятствующие пониманию текста, – ноль баллов.
Слайд 12Пример 2 задания.
Обсудите, нужна ли в школе форма? При обсуждении
дайте ответы на следующие вопросы:
Есть ли у Вас в школе
форма?
Чем удобна школьная форма?
Почему ученики часто не любят носить школьную форму?
Согласны ли Вы с тем, что одежда – часть делового этикета?
Опишите одежду, в которой бы вы хотели видеть учеников в своей школе.
Слайд 13Возможные ошибки при выполнении этого задания:
неправильный тон в ответе на
вопрос
подмена ответа на другой вопрос
грамматические нарушения
фонетические нарушения
непродуманность ответа и
спешка при его построении: запинки, ненужные повторы, умолкание в середине ответа и т.д., что значительно снижает качество восприятия ответа на записи
тихое произношение
Слайд 14Критерии оценивания условного диалога
Ответ на вопрос
Коммуникативная задача решена: дан полный
ответ на поставленный вопрос, мысли излагаются логично, последовательно, речь отличается
богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. 1х 5
Коммуникативная задача не решена: ответ на вопрос не дан или дан односложный ответ (слово, словосочетание);
или мысли излагаются нелогично, непоследовательно;
или речь отличается бедностью и неточностью словаря, используются однообразные синтаксические конструкции. 0
Максимальное количество баллов за всё задание 5
Слайд 15
3 задание
Монологическое высказывание с элементом диалога
Описать фотографию определенной тематики.
Под фотографией в помощь ученику предложен небольшой план для будущего
высказывания. Необходимо ответить на ряд вопросов по данной теме.
Слайд 16Примерное задание
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о своих любимых
книгах.
Не забудьте рассказать,
- как Вы читаете книги: только по
школьной программе или больше;
- какие книги выбираете для чтения;
- как узнаёте о новых книгах;
- о книге, которая запомнилась больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным
Слайд 17План описания фотографии
Вступление. Когда было сделано фото
Что/кто изображен на
фото Назовите и опишите людей/животных/ место, где происходит действие
Что
происходит Опишите ДЕЙСТВИE
Можно также описать АТМОСФЕРУ и НАСТРОЕНИЕ происходящего, ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ.
Опишите своё отношение к происходящему. Объясните, чем вас привлекла эта ситуация.
Слайд 18Советы при описании фотографий:
Нужно описывать только одну фотографию
Высказывание нужно начинать
с представления темы
Обязательно придерживайтесь плана при высказывании
Используйте логические средства связи
Нужно
раскрыть содержание каждого пункта + 3-4 предложения на каждый пункт
Слайд 19Советы при описании фотографий:
Не нужно давать избыточную информацию, иначе не
уложитесь во времени
Не нужно использовать сложные грамматические конструкции
Используйте разнообразную лексику
(особенно прилагательные)
Обязательно выскажите своё мнение о фотографии
Объём высказывания – 12-15 предложений, это оптимальный объём, при котором учащиеся смогут продемонстрировать уровень владения языком.
следите за временем: на все про все у вас всего лишь 3 минуты!
Слайд 20
Возможные ошибки при выполнении этого задания:
нехватка времени
неправильное использование тонов в
предложениях: в конце предложения – восходящий тон для точки, а
нисходящий тон в середине предложения
грамматические нарушения
фонетические нарушения
лексические нарушения:
замена одного объекта на другой (например, люди на фоне площади и нескольких деревьев, а вы описываете целый лес)
(не забывайте: ВАС нет на фото!!!)
перестановка пунктов плана или удаление одного из них из описания картинки
Слайд 21Опишите фотографию, используя опорные слова.
Посмотрите на фотографию и составьте список
слов, которые вам потребуются для описания фотографии:
тренировочные упражнения:
- Продолжите предложение
-
Подберите как можно больше прилагательных к словам
- Подберите синонимы и антонимы
- Подумайте, можно ли использовать е глаголы при описании
- Составьте несколько предложений с глаголами и устойчивыми выражениями
- Составьте список разговорных клише для описания фотографии
Подготовка к 3 заданию
Слайд 22Тематические направления для 2 и 3 части
музыка,
музеи,
театры,
кинофильмы,
путешествия,
города,
увлечения,
хобби.
Слайд 23Эффективные виды деятельности при обучении монологической речи
Дискуссии.
Учащиеся, разделенные на
группы, могут преследовать следующие цели: прийти к общему мнению, поделиться
идеями касательно какого-либо события или найти решение.
Слайд 24Ролевая игра
Учащиеся представляют себя в различных социальных контекстах
и исполняют различные социальные роли. В ролевых играх преподаватель задает
определенную информацию учащимся: кто они, что они думают и чувствуют.
Слайд 25Информационный пробел.
Этот вид деятельности предполагает работу в парах. Учащиеся обладают
различной информацией, которой они должны обменяться. Задания преследуют такие цели
как решение проблемы или сбор информации.
Слайд 26Мозговой штурм.
В этом виде деятельности учащиеся продуцируют идеи на заданную
тему в ограниченный период времени.
Слайд 27Рассказывание историй.
Цель этого вида деятельности – дать краткое обобщение рассказу
или истории, которую учащиеся слышали ранее или придумать свою собственную
и озвучить ее в классе.
Слайд 28Интервью.
Учащиеся проводят интервью с различными людьми по выбранным темам.
Слайд 29Завершение истории.
Учащиеся садятся в круг. Учитель начинает рассказывать историю и
останавливается после нескольких предложений. Затем каждый учащийся должен добавлять по
4-10 предложений для ее продолжения.
Слайд 30Доклады.
Учащиеся читают дома какую-нибудь газету или журнал, а затем рассказывают
в классе, какую информацию они нашли самой интересной.
Слайд 31Игральные карты.
Каждая карточная масть представляет какую-либо тему. Каждый
учащийся в группе из 4 человек выбирает карту и пишет
4-5 вопросов по этой теме для участников других групп.
Слайд 32Рассказ по картинкам.
Учащиеся должны рассказать историю, опираясь на
последовательную череду картинок
Слайд 33Описание картинки
Учащемуся дается одна картинка, которую он должен
описать.
Слайд 34Найди отличие.
Каждому учащемуся в паре дается своя картинка, и затем
они обсуждают сходства и различия в этих картинках.
Слайд 35Виды диалога
1. Диалог носит целенаправленный характер речевой
деятельности, когда человек стремится своими высказываниями воздействовать на собеседника.
2. Это мотивированный характер речевой деятельности, так как к нему побуждает что-то личное.
3. Это наличие каких-то взаимоотношений с собеседником, образующих ситуацию общения.
Слайд 36Диалог этикетного характера
- Приветствовать и ответить на приветствие;
- представиться, представить
другого;
- попрощаться;
- поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
- начать,
поддержать и закончить разговор;
- вежливо переспросить;
- выразить благодарность и отреагировать на неё;
- согласиться / не согласиться с чем-либо;
- выразить радость / огорчение.
Слайд 37Диалог - расспрос
а) Типа интервью:
- целенаправленно запрашивать информацию в одностороннем
порядке, задавая вопросы: Кто? Где? Когда? и т.д.
б) Обмен вопросами
и сообщениями:
- запрашивать и сообщать информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего.
Слайд 38Диалог – побуждение к действию
- Обратиться с просьбой, выразить готовность/
отказ её выполнить;
- дать совет и принять / не принять
его;
- высказать предположение и выразить согласие / несогласие с ним;
- пригласить к действию и согласиться / не согласиться принять в нём участие.
Слайд 39
Диалог – обмен мнениями, сообщениями
Выслушать сообщение / мнение собеседника и
согласиться / не согласиться с ним:
- выразить свою точку зрения,
обосновать её, чтобы убедить собеседника;
- выразить сомнение, неуверенность;
- выразить одобрение / неодобрение.
Слайд 40Вариант 2
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста
В задании 2
предлагается пересказать прочитанный в задании 1 текст, дополнив его высказыванием.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленному вопросу.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.
Слайд 41
Задание 1. Чтение текста. Вам, конечно, знаком человек, изображенный на
этой фотографии. Это Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт. Выразительно
прочитайте текст о Юрии Гагарине вслух.
Слайд 42Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту
в космос. Юрий Гагарин был одним из них. Когда началась
подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием. 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.
Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».
Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили все человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Он был первым и останется им навсегда!
(148 слов)
Слайд 43Задание 2 Пересказ текста.
Полет Юрия Гагарина по околоземной орбите
стал возможен благодаря усилиям Cергея Павловича Королева — выдающегося конструктора
и ученого, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники. Именно он создал первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», доставивший Гагарина на орбиту.
Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание С.П.Королева о Юрии Гагарине:
«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее ― он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…»
Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе.
Слайд 44Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите один из предложенных вариантов беседы:
1. Праздник (на основе описания фотографии).
2. Мой поход (экскурсия),
который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).
3. Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу)
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Слайд 45Задание 4. Диалог.
Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные
собеседником.
В рамках диалога должны быть заданы три вопроса.
Слайд 46
Круг возможных вопросов для диалога
К теме 1 «Праздник»
1) Какие праздники Вам нравятся больше: домашние, праздники в кругу
друзей, школьные праздники?
2) Когда можно сказать, что праздник удался?
3) Вы любите готовиться к празднику? Как Вы это делаете?
К теме 2 «Поход (экскурсия)»
1) Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?
2) Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)?
3) Что, по Вашему мнению, самое важное в походе?
К теме 3 «Мода»
1) Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны?
2) Что на сегодняшний день Вы считаете модным в одежде? Это важно для Вас?
3) За что можно уважать человека?
Слайд 47 Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение
работы он набрал 8 и более баллов.