Слайд 1Тайны звука
Петрова Елена
Ученица 6 класса «А»
МОУ «СОШ № 11»
ГАБОВ АЛЕКСЕЙ
Ученик
4 класса «А»
МОУ «СОШ № 11»
г. Находка.
2007 г.
Слайд 2Звук и буква — это одно и тоже?
Гипотеза:
Мы думаем,
что звуков столько же сколько и букв.
Слайд 3
КТО ПРАВ?
Сколько звуков [Ш] в пословице?
Не тот хорош,
кто лицом пригож,
а тот хорош, кто для дела гож.
Слайд 4Чтобы ответить на вопрос, надо:
Изучить литературу.
Спросить у учителя русского языка.
Определить,
сколько звуков встречается в пословице.
Сделать выводы.
Создать творческую работу.
Слайд 5Из литературы мы узнали…
Звуки речи изучает фонетика.
Звуки речи делятся на
гласные и согласные.
Гласные состоят только из голоса.
В каждом согласном есть
шум.
Есть сонорные согласные.
Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твердыми и мягкими. Большинство из них образуют пары.
Буква обозначает звук.
Необходимо различать звук и букву.
Буквы составляют алфавит.
В русском алфавите 33буквы: 10 гласных,21 согласная и две буквы- ь и ъ,- которые не обозначают звуков.
Слайд 6Учитель рассказал о двойной роли букв
е, ё, ю, я.
Буквы
е, ё, ю, я после согласной обозначают один гласный звук
[Э], [О], [У], [А].
Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласной, разделительных ъ и ь обозначают по два звука —
[ЙЭ], [ЙО], [ЙУ], [ЙА].
Слайд 7Верное решение:
Звонкий согласный может заменяться парным ему глухим на конце
слова или перед глухим согласным.
Глухой согласный может заменяться парным звонким
перед звонким согласным.
Вот и получилось, что звуков [Ш] – 4.
Слайд 8 Мы — не буквы,
мы — звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы — не буквы,
мы
— звуки речи.
Произносят и слышат нас.
Пригласил как- то Карандаш в гости звуки и поставил 33 стула.
Какая началась неразбериха!
Слайд 1115 мягких согласных не нашли
себе места, стулья с буквами
Ъ и Ь знак никто не занимал, а неразлучные со
дня рождения звуки
[ЙА], [ЙУ], [ЙО], [ЙЭ]
не знали,
то ли им садиться вместе с буквами
Я, Ю, Е, Ё,
то ли расстаться и
сесть на разные стулья.
Слайд 12Поправил дело Маркер.
Он добавил ещё 10 стульев и на
всех 42 обозначил в квадратных скобках звуки.
А Карандаш понял, что
отношения между звуками и буквами не такие простые, как может показаться на первый взгляд.
Слайд 13Наши выводы:
Звук и буква не одно и тоже.
В алфавите 33
буквы, но 42 звука.
Письменная речь не может точно копировать устную.
Звуки
слышим, а буквы пишем.
Слайд 14Литература:
В.Волина Русский язык. Учимся играя, Екатеринбург «Арго», 1996 г.
А.О.Орг
Олимпиады по русскому языку: кн. для учителя - М.: Просвещение,
2005.- 158 с.
В.Цвынтарный Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем, С-П «Лань» 2000 г.