Слайд 2Кононенко Н. Я.
Учитель русского языка и литературы
А вот язык учить
обязан!
Мы пронести должны через века,
Всё то, что нашей гордости
основа:
Так сбережём богатство языка
И чистоту божественного слова!
И будем мы язык родной хранить
По зову сердца, а не по приказу -
Поэтом можешь ты, мой друг, не быть,
А вот родной язык беречь обязан!
Слайд 3Анализ темы урока.
Что такое точность речи?
1) умение четко и ясно
мыслить, красиво и выразительно говорить;
2) знание предмета разговора;
3) знание русского
языка, его особенностей;
4) умение четко и ясно мыслить, знание законов русского языка и предмета разговора;
5) бережное отношение к выбору слов.
Ответ- 4.
Точной является речь, в которой мысли и чувства говорящего или пишущего переданы ясно и полно.
За неточностью речи всегда стоит неточность мысли.
Слайд 4 Фактическая
Точно знаю, что говорю, о чем говорю (предмет речи)
Речевая
Точно знаю,
что обозначают употребляемые слова
Учитель познакомил детей с новым для них
орфографическим правилом так:
-Перед гласными Е,Ё,Ю,Я после приставок пишется Ъ, а после корня- Ь.
В ученических тетрадях вскоре появились такие написания: поъехал, наъелся…
Виноваты ли ученики?
Слайд 5Что такое логичность речи?
Ответ- 2.
Логичной считается речь, в которой ясно
и правильно выражена связь слов в предложении и связь отдельных
высказываний в тексте.
1) умение четко и ясно мыслить, красиво и выразительно говорить;
2)умение последовательно излагать мысли, грамотно связывать их.
3) знание русского языка, его особенностей
4) бережное отношение к выбору слов.
Слайд 6Логичны ли рассуждения ребёнка?
Аля, 3,5года.
-Мама, давай играть! Я- кошка, ты-
мышка. Я буду кричать: «Мяу- мяу».
-А мышке как
кричать?
-Караул!
Раскрашивает яблоко.
-Почему яблоко синее?
-А оно упало.
-Ну и что?
-И синяк получился.
Слайд 7№370
точность и логичность речи обеспечивают взаимопонимание участников диалога (письменного или
устного) и, таким образом, несоблюдение логических законов делает общение невозможным.
речь,
диалог; участники диалога: пишущий, говорящий, читатели, слушатели; понятый, общие законы мышления; точно, последовательно.
Слайд 8Ключевые слова (маркёры).
тема текста - О чём текст?
идея (главная мысль)
- Что говорится в тексте по данной теме?
На тему «Человек
и домашние питомцы» можно создать много текстов, выражающих разные мысли, например: «Человек должен с уважением относиться к своим домашним питомцам», «Домашние питомцы могут стать настоящими друзьями человека», «Люди выбирают разных домашних животных в зависимости от своего характера» и т. д.
микротемы (смысловые части текста) должны раскрывать его тему и способствовать выражению идеи (главной мысли).
Ключевые слова должны отражать тему и передавать его идею(логический и эмоциональный ряды)
Слайд 9№371.
эти слова способствуют точному и выразительному описанию душевного состояния изображённой
на картине крестьянки и трудных условий жизни её сына, отданного
в ученье к мастеровому.
Слайд 10№374.
прошлое, настоящее, будущее, связь, эстафета, эволюция, мельчайшие изменения, смежные
поколения, деды и внуки, было нормативным, спутник языковой истории, современный
русский язык, накопления и изменения.
Слайд 11№379.
Этот текст о воробьях. Автор стремится донести до читателя мысль
о том, что воробьи – птицы особенные, имеющие преимущества перед
всеми остальными птицами. Возможный заголовок – «Особенные птицы»
ведущим типом речи является рассуждение, но используются также повествование (в третьем абзаце) и элементы описания (в первом абзаце): автор доказывает, что воробьи – птицы особенные, выстраивая систему аргументов, а также приводит в качестве иллюстрации своей мысли реальный случай, подтверждающий сообразительность воробьёв.
Слайд 12Композиция текста .
I- зачин(1-3 предложения)- указание на тему (и идею).
Совет: пользуйтесь назывными или
вопросительными предложениями.
II- главная часть (каждая микротема - отдельный абзац)
III- (концовка- вывод, итог)
Совет: ответ на вопрос в начале текста.
Слайд 13№382.
возможность переноса последнего предложения сочинения о золотой осени на место
второго и переноса последнего предложения текста о поздней осени в
конец микротемы, в которой описывается осенний лес.
Слайд 14Прокомментируйте высказывание Николая Буало (1636-1711 гг.), французского поэта и критика:
«Где мысль ясна, там ясно изложенье, там нужные слова придут
без затрудненья».
Слайд 15Виды связи предложений в тексте.
цепная
1. предложения нельзя поменять местами
2.в последующем
предложении есть заменители слов из предыдущего
Схема
1
2 3 4
№385(2)
параллельная
1.предложения можно поменять местами
2.в последующем предложении нет заменителей слов
Схема
1
2 3 4
№385(1)
Слайд 16№387
(1)…на Валдае. (2)…там…сруб-теремок. (3)Это священное место…4) ... на этом месте
часовенка ... . (5) Под ней ... ручеёк. (6) ...
он ... . (7) Потом он проходит ... . (8) Бежит ручей ... .
Способ связи:
цепная
Средства связи:
наречия – там, потом;
описательный оборот – это священное место; формы слова – на этом месте;
местоимения – под ней, он;
контекстные синонимы – проходит, бежит.
+ однокоренные слова
+союзы
Слайд 17№389(2)
Красив, чудесен русский лес зимою.
Глубокие и чистые лежат под деревьями
сугробы.
Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись стволы молодых берёз.
Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви больших и маленьких деревьев.
Вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек.
Способ связи:
параллельный.
Средства связи:
синтаксический параллелизм(см стр.151)
+вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец),
наречия места и времени (справа, слева, там, сначала и т.п.)
Слайд 18№392
Наутро под-ня-вш-ее-ся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, /по-дёр-ну-вш-ий воды/,
и весь тёплый воздух задрожал от/ на-полн-и-вш-их его/ испарений о-жи-вш-ей
земли. Зазеленела старая и /вы-лез-а-ющ-ая иглами /молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой берёзы, а на /об-сып-а-нн-ой золотым цветом/ лозине загудела пчела. Залились не-вид-им-ые жаворонки над бархатом зеленей и обледенелым жнивьём, заплакали чибисы над /на-ли-вш-ими-ся бурой не-у-бр-а-вш-ей-ся водой /низами и болотами, высоко пролетели с весёлым гоготаньем журавли и гуси.