Слайд 1Средства художественной изобразительности
Сидунова Наталья Аркадьевна учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 5 им. В.И.Данильченко
Слайд 2Тропы - ( в перевод. с греч. - поворот, перенос)
-это слова и обороты, употребленные в переносном значении:
эпитет
сравнение
метафора
метонимия
олицетворение
гипербола
литота
Слайд 3Эпитет –художественное, образное определение
Прилагательные: лимонный свет, седой туман, кроткий лик
(С.Есенин)
Причастия: взлет осиянный (М.Цветаева), край заброшенный (С.Есенин)
Существительные: Вождь без дружин;
Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева)
Наречия: На севере диком стоит одиноко… (М.Лермонтов)
Деепричастия: волны несутся гремя и сверкая…
Слайд 4Примеры эпитетов:
Нетленные красоты России, её полей
и лесов, туманных омутов и величественных закатов явились на свет
не вчера… Вместе с Великим Новгородом, вместе с белоствольной, статной Русью поднялось величие Пскова и Суздаля, Владимира и Ростова…
( по Ю. Куранову)
Слайд 5Сравнение – приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с
другим явлением или понятием
Лёд неокрепший на речке
студёной словно как тающий сахар лежит.
(Н. А. Некрасов)
Слайд 6Примеры сравнений:
На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие
на рассыпанный снег.
( А. П. Чехов)
Облаком волнистым
Пыль встаёт вдали;
Конный или пеший –
Не видать в пыли!
(А. А. Фет)
Слайд 7Метафора – употребление слова в переносном значении, основанном на сходстве
предметов или явлений
В отличие от сравнения, в котором приводится
и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создаёт компактность и образность в употреблении слова.
Метафоры могут быть общеязыковые (золотые руки, буря в стакане воды, любовь угасла) и художественные (индивидуально – авторские, поэтические):
Пустых небес прозрачное стекло (А. Ахматова)
Слайд 8Примеры метафоры:
И меркнет звёзд алмазный трепет в безбольном
холоде зари…
(М. Волошин)
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.
(А. А. Блок)
Топи да болота, синий плат небес.
(С. А. Есенин)
Слайд 9Метонимия – троп, в котором одно понятие заменяется другим на
основе тесной связи
Причина вместо следствия: огонь истребил землю
Орудие вместо действия:
какое бойкое перо!
Автор – произведение: читаю Пушкина
Владелец – собственность: сосед горит!
Материал – вещь: весь шкаф занят серебром
Содержащее – содержимое: я две тарелки съел
Слайд 10Примеры метонимии:
Зима. Мороз. Село коптит в
стылое ясное небо серым дымом – люди согреваются.
(В. М. Шукшин)
…Не то на серебре, на золоте едал!
(А. С. Грибоедов)
Слайд 11Олицетворение - такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются
свойствами живых существ, даром речи, способностью мыслить и чувствовать
О чём ты воешь, ветер ночной, О чём так сетуешь безумно?
(Ф. И. Тютчев)
Слайд 12Примеры олицетворения:
Солнце запуталось в серовато-жёлтых тучах за серебряной
рекой. Над водой сонно клубится прозрачный туман. Тихий город спит,
приютясь в полукольце леса. Утро, а грустно. День ничего не обещает, и лицо у него печальное.
(М. Горький)
Слайд 13Гипербола – преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия.
Граждане! Сегодня рушится
тысячелетнее «Прежде».
Сегодня пересматривается мировая основа.
Сегодня
До последней пуговицы
в одежде
Жизнь переделаем снова.
(В. В. Маяковский)
Слайд 14Примеры гиперболы:
Но я люблю – за, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье.
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек
её, подобные морям…
(М. Ю. Лермонтов)
Редкая птица долетит до середины Днепра
(Н. В. Гоголь)
Слайд 15Литота – преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.
Какие крохотные коровки!
Есть,
право, мене
булавочной головки.
(И. А. Крылов)
Слайд 16Примеры литоты:
И, шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведёт под
уздцы мужичок,
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах,
а сам с ноготок…
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…
(Н. А. Некрасов)