Слайд 1ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ
От чтения к нам знания идут и
голова становится светилом.
(Г.Ф. Александров)
Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные.
(Ф.М. Достоевский)
Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все.
(Франсуа Фенелон)
Слайд 2Тема урока:
«Употребление наклонений
глагола в речи»
Слайд 3Творческая лаборатория
Задания:
Теоретическое
Лингвистическое
Грамматическое
Литературное
Культура речи
Проба пера
Театральное
Творческое
Слайд 4Теоретическое задание
Изъявительное наклонение – действие как реальный факт.
Условное наклонение –
действие как возможное или желательное.
Повелительное наклонение – выражение побуждения к
действию.
Слайд 5Грамматическое задание
Одна книга тысячи людей уч..т .
2. Слово
выпуст..ш.., так и вилами (не) втащ..ш.. .
3. Скаж..шь
– не ворот..шь, напиш..шь - не сотрешь, отруб..шь – (не) пристав..шь.
Книга помож..т (в) труде, выруч..т (в) беде.
Хорошая книга ярче звёздоч(?)ки сия…т.
5. Толкаеш(?)ся, отреж(?)те, спряч(?)ся, встав(?)те, береч(?), увелич(?).
Слайд 6Литературное задание
Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Он
не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно
возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.
К.Г. Паустовский
Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило.
И.С. Тургенев
А речка эта по лугам и склонам
Летит, журчит, смеётся, как ребёнок,
Звенит, лопочет, скачет по камням. Р. Гамзатов
Слайд 7Культура речи
Одень
? Надень
2.
вылазь вылезай
ездию езжу
хочем хотим
ляжу лягу
ляжьте лягте
Слайд 8Правила хорошего тона
Уважай собеседника, учись внимательно его слушать.
Не перебивай его,
пока он не закончит свой рассказ.
Дослушай то, что он
хотел сказать, до конца, а потом возражай, если не согласен.
Не унижай его своим пренебрежительным или насмешливым тоном.
Будь в словах так же вежлив, как в поступках.
Слайд 9Проба пера
Из-под камня … родник. Он превращается в
ручеёк, который весело … на восток. Ручей брызжет, …, …
и потом стремительно … вниз. По склону горы он … дальше. Несколько таких ручейков … в один большой ручей, и он спокойно … по равнине. А вот он с шумом … в пропасть.
К.Г. Паустовский
… свежий ветерок, … прохладой в лицо, … по листьям, … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.
И.А.Гончаров
Слайд 10Ручей.
Из-под камня течёт родник. Он превращается в ручеёк, который весело
бежит на восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом стремительно
скатывается вниз. По склону горы он льётся дальше. Несколько таких ручейков сливаются в один большой ручей, и он спокойно течет по равнине. А вот он с шумом низвергается в пропасть.
К.Г. Паустовский
Слайд 11Ветер.
Пронёсся свежий ветерок, подул прохладой в лицо, прошумел по листьям,
затих в кустах. Следом за ним мчится бурный вихрь,
медленно двигая по дороге; вот он ворвался в деревню, сбросил несколько гнилых досок с забора, стащил соломенную кровлю и погнал вдоль улицы петухов и кур.
И.А.Гончаров
Слайд 12Театральное задание
Повеление с различными оттенками:
возьмите,
возьмите-ка,
взяли бы,
быстро взяли!
взять
немедленно!
Слайд 13Творческое задание
Составить 5-8 предложений на
одну из
тем:
«Как не потерять друга»,
«Советы книголюба»,
«Мой фирменный рецепт».
Слайд 14«Движение и его выражение – глагол – являются основой языка.
Найти
верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».
А.Н. Толстой
Слайд 15Спасибо за урок!
Д/з: написать мини-сочинение на свободную тему, употребляя в
нём глаголы изъявительного, повелительного и условного наклонений.