Слайд 1Урок развития речи.
Подробное изложение «Первый снег»
(по К.Г.Паустовскому).
Цели: научить писать
изложения близкое к тексту;
развивать воображение, умение анализировать текст;
воспитывать интерес к
творчеству К.Г.Паустовского.
Слайд 2К.Г. Паустовский - вдохновенный певец природы.
В своих пейзажах и описаниях
Паустовский всегда сочетает поразительную точность каждого оттенка цвета, запаха, звука
с туманностью всей перспективы картины. Пейзаж его всегда погружен в лирическую даль - мглистую и неясную. Переменчивые, перламутровые, переливчатые оттенки света и цвета в воплощении природы часто передают у Паустовского то неясное, тревожное, еле уловимое состояние души, которое он называет "ощущением красоты и ожиданием встречи с нею".
Т. Хмельницкая
Слайд 3Беседа:
Какова тема текста?
Тема текста отражена в его заглавии – «Первый
снег».
Какова основная мысль текста?
Основная мысль выражена словами друга автора, писателя,
Рувима Фраермана: «Первый снег очень к лицу земле». Тема и основная мысль текста внутренне скрепляют все его части в единое целое.
Определите тип текста.
Повествование, в которое включены, вплетены элементы описания.
Слайд 4Работа над планом.
1.Прочтите текст по смысловым частям в соответствии с
данными пунктами плана;
2.Составьте недостающие пункты плана
План.
1. Странные ощущения.
2. «Мёртвая тишина».
3.
За стёклами всё было снежно и безмолвно.
4. За два часа так необыкновенно изменилась земля.
5…
6…
Слайд 5План.
К пункту 6.
Что вы мысленно слышите, видите, читая текст? Отметьте
в каждой части слова или обороты, которые вам бы хотелось
сохранить в изложении.
1. Странные ощущения.
2. «Мёртвая тишина».
3. За стёклами всё было снежно и безмолвно.
4. За два часа так необыкновенно изменилась земля.
5. Птица на ветке клёна.
6. «Первый снег очень к лицу земле».
Слайд 6Беседа
-Определите стиль текста.
Стиль текста – художественный: автор рисует картины
природы, говорит о своих ощущениях, о своём отношении к окружающему;
широко использует слова в переносном значении.
Прочитаем первое предложение.
-Какие слова произносятся в нём с логическим ударением?
От странного ощущения.
-Почему?
Они настораживают, заставляют ждать объяснения: что произошло?
Слайд 7-Как ответить на этот вопрос словами автора?
Мне показалось, что я
оглох.
-Какое слово важно выделить в этом предложении?
Показалось: ведь на самом
деле рассказчик не лишился слуха.
-Что произошло на самом деле? Чтение 1-го абзаца.
- Почему слово мёртвая взято в кавычки?
Оно употреблено в переносном значении. И глагол умер в следующем предложении тоже в переносном значении.
-Что достигается при употреблении слов в переносном значении?
Сравним: необыкновенная, необычная, особенная, особая тишина – мёртвая тишина; перестал дождь – умер дождь; прекратился ветер – умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад – умер сад.
Слова, употреблённые в переносном значении, более выразительны. В данном случае благодаря этим словам мы более ярко представляем, даже ощущаем резкую перемену погоды.
Слайд 8-Проследим, как связаны в этом абзаце предложения.
В нём говорится в
основном о слуховых впечатлениях рассказчика, а рассказ ведётся от первого
лица. Отсюда сцепляющие слова в первых предложениях: я – мне – я; наступила тишина – такую тишину называют мёртвой – умер, умер, умер. Последнее предложение сложное: в каждой из его частей сказуемое стоит на первом месте, при чтении оно отделяется от подлежащего значительной паузой, интонация выделительная. Сказуемое умер повторяется трижды, и это усиливает наше впечатление от рисуемой здесь картины: на фоне мёртвой тишины слышно, как посапывает во сне кот.
Слайд 9-Если в первом абзаце текста говорится в основном о слуховых
впечатлениях рассказчика (…лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался…), то во
втором – о зрительных: Я открыл глаза. (И что же увидел?)
Белый и ровный свет наполнил комнату.
-Почему свет назван белым и ровным?
Потому что он исходил от снега, побелившего всё вокруг, а не от солнца, не от луны.
-Прочитаем следующее предложения. Как избегает автор повторения слова окно?
К окну - за стёклами.
-Рассмотрите рисунок. Прочитайте строки, которые он иллюстрирует. Перескажите их.
Слайд 10- Что вы мысленно видите, читая это предложение?
-Отметьте в следующем
предложении слова, которые употребляет автор для того, чтобы как-то раздвинуть
рамки пейзажа, чтобы мы увидели не кусочек земли, а как бы всю её.
На головокружительной высоте…одинокая луна.
-Как связаны в этом описании картины определения в туманном небе – одинокая луна – желтоватый круг?
В туманном небе звёзд не видно, поэтому луна одинокая, и сквозь туман круг вокруг луны не жёлтый, а желтоватый.
- Следующая часть текста начинается вопросом. Проследите, как рассказчик ищет и находит ответ на него.
- Прочитаем ту часть текста, которая соответствует пятому пункту плана. Отметим в ней сцепляющие слова.
Птица – ветку; ветка – птица.
Слайд 11-С чем здесь сравнивается снег? Почему?
Сравнение снега с ёлочным дождём
вызывает в нашей памяти воспоминание о празднике; автор не просто
описывает снег, но и передаёт нам радостное, праздничное чувство, вызванное красотой земли.
Слова Рувима постараемся запомнить и сохранить в изложении.
- С кем сравнивает писатель землю? Почему?
Земля в белом наряде- невеста в белом; невеста – застенчива – красота природы средней полосы России тоже скромна, неброска, «застенчива», как сказал о ней прекрасный русский поэт Н.Рыленков.
Слайд 12Предупреждение орфографических ошибок
Вспомни, как пишутся слова:
Ощущение
Показалось
Комната
Заворожила
Закачались
Снова
Смотри, как пишутся слова:
Необыкновенная
Прислушивался
Посапывает
Показывали
Увидел
Застенчивая
Слайд 13Предупреждение пунктуационных ошибок.
В туманном небе на головокружительной высоте стояла
одинокая луна, и вокруг неё переливался жёлтоватый круг.
Через окно
я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду.
Ветка качнулась, с неё посыпался снег.
Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».