Слайд 1Урок развития речи. Рассуждение в повествовании.
Цели:
познакомить учащихся с
типом речи – рассуждение, с его особенностями;
развивать логическое мышление,
умение «строить» данный тип речи по схеме
( выдвигать тезис, приводить доказательства, делать вывод);
воспитывать интерес к данному типу речи.
Слайд 2Изучение нового материала.
а) С первого же взгляда я узнал маньчжурскую
пантеру, называемую местными жителями барсом. Это великолепный представитель кошачьих был
из числа крупных. Длина его тела от носа до хвоста была почти два метра. Шкура пантеры, ржаво-жёлтая по бокам и на спине и белая на брюхе, была покрыта чёрными пятнами. Пятна эти располагались рядами, как полосы у тигра. С боков, на лапах и на голове они были сплошные, мелкие, а на шее, спине и хвосте – крупные.
Слайд 3Вы послушали два текста. Чем они отличаются?
б) Лев – царь
зверей. Говорят, оттого его так называют, что он может смотреть
на солнце. Но это могут и все другие кошки: так их глаза устроены. Просто вид у льва очень уж величественный, царственный. Ни на кого он прямо не смотрит, а всё куда-то вдаль. Словно вас и не замечает. И ревёт так грозно, как никто из зверей. Не рёв, а гром небесный.
Слайд 4Работа текстом.
Запишите текст в тетради.
В море много
рыб и животных(вступление).
Акул называют морскими разбойниками(тезис) , так
как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей(доказательства-обоснования). Не случайно акул считают опасными рыбами(вывод).
Слайд 5 Схема построения рассуждения
О чём будет
речь?
Утверждение,
Предположение
Аргументы,
доводы,
примеры
Итог
Вступление
Тезис
Доказательства
Вывод
Почему? потому что
Что из
поэтому,
Этого итак
следует?
Слайд 6Средства связи частей рассуждения.
I.ТЕЗИС. Докажем это.
Это можно доказать
так (следующим образом).
Почему?
И вот почему.
Это объясняется следующим.
II.ДОКАЗАТЕЛЬСТВА:
1.Во-первых,… Например,…
2.Во-вторых,… К примеру,…
3.В-третьих,… Допустим,…
III. ВЫВОД. Итак, …
Обобщим всё сказанное.
Таким образом, …
Следовательно, …
Слайд 7Письменная работа на экране и в тетрадях.
Мой главный тезис: Человек
знает множество профессий. Врач – благороднейшая из них.
П о ч
е м у?
Так как врач приходит на помощь, когда человеку плохо: успокаивает больного, осматривает, ставит диагноз болезни, внимательно выслушивает, прописывает лекарства и процедуры. Врачи первыми приходят на помощь пострадавшим на поле боя, во время пожаров, землетрясений. Они жертвуют своим отдыхом, покоем, проводят иногда бессонные ночи у постели страдающего.
Слайд 8А теперь сделаем вывод (их может быть множество).
П о э
т о м у…
…быть врачом может быть только настоящий человек.
…быть
врачом очень ответственно и почётно.
…я хочу быть врачом.
…в моей семье сложилась династия врачей.
…поэтому общество должно достойно оплачивать труд врачей.
… не деньги должны двигать врачами. А любовь к человеку.
Слайд 9Подготовка к домашнему сочинению.
Английский язык – мой самый любимый предмет.
Я люблю его, потому, что он мне легко даётся,
и занимаюсь без помощи родителей. Алла Борисовна ведёт урок увлечённо, хорошо объясняет. Наш класс так и цветёт. Алла Борисовна очень любит цветы. И мы превратили под её руководством класс в настоящий сад. По английскому языку у меня только пятёрки.
Папа с детства приучил меня работать за письменным столом, и я научилась трудиться. Вот почему у меня хорошие результаты в изучении английского языка!
Слайд 10Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение на любую из тем:
«Любая работа порядок любит»,
«Моё любимое занятие», «Мой любимый урок в школе», «Цыплят по
осени считают», «Людям нужен мир».
Не забудьте, что сочинение-рассуждение пишется по схеме:
Вступление (1-й абзац),
Тезис (2-й абзац),
Доказательства (3-5-й абзацы),
Вывод.