Слайд 1«Золотой» век русской литературы.
От классицизма и сентиментализма к романтизму.
Слайд 3«Буря и натиск»
(нем. Sturm und Drang) — период в истории немецкой литературы
(1767—1785), связанный с отказом от культа разума, свойственного классицизму, в
пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма, что характерено для предромантизма.
Писателей, относивших себя к движению «Бури и натиска», называют штюрмерами (нем. Stürmer — «бунтарь, буян»). Идеологом этого бунта против рационализма выступил немецкий философ Иоганн Георг Гаман, разделявший взгляды французского писателя и мыслителя Жан-Жака Руссо.
Деятели «Бури и натиска» высоко ценили переводные пьесы Шекспира, Оссиановы поэмы и «природную» поэзию англичанина Юнга. В это же время в Европе зародилось новое литературное движение, именуемое сентиментализмом.
Слайд 4Известные представители «Бури и натиска»
Гаман, Иоганн Георг (1730—1788)
Вагнер, Генрих Леопольд
(1747—1779)
Гёте, Иоганн Вольфганг (1749—1832)
Шубарт, Кристиан Фридрих Даниель (1739—1791)
Шиллер, Фридрих (1759—1805)
Слайд 5Романтизм (от франц. Romantisme)
идейное и художественное направление, которое возникает
в конце XVIII века в европейской и американской культуре и
продолжается до 40-х годов XIX века. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
Слайд 6Характеризуется
- утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности,
- изображением сильных
(зачастую бунтарских) страстей и характеров,
- изображением одухотворённой и
целительной природы.
Слайд 7ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА.
Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская
буржуазная революция.
До революции мир был упорядочен, в нем существовала
четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь поток, жизнь игра, в которой кому-то повезет, а кому-то нет. В литературе возникают образы игроков людей, которые играют с судьбой: “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.
Слайд 8Философия Романтизма
Категория возвышенного - центральная для Романтизма. С воспеванием возвышенного
связан интерес Романтизма к Злу, его облагораживание и диалектика добра
и зла ("Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо").
Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить всё "устаревшее и отжившее" Романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.
Слайд 9ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА
Конфликт человека с миром. Возникает психология
бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении
“Путешествие Чайльд-Гарольда”. Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. “Я” осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью.
Слайд 10ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана “Щелкунчик”, или
уродливый, как в его сказке “Крошка Цахес”. В этих сказках
происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.
Слайд 11Выводы
В центре художественной системы романтизма – личность.
Основной конфликт – конфликт
между личностью и обществом.
Романтическая личность – натура страстная.
Срасти делились на
высокие и низкие. К высоким относили любовь во всех её проявлениях, к низким – зависть, жадность, честолюбие.
Слайд 12Романтический герой обладает сильным характером, он на голову выше окружающих.
Часто в романтических произведениях герой – художник.
Исключительному характеру соответствуют исключительные
обстоятельства. Романтический герой несовместим с обыденным миром. Любимая романтическая среда – история и экзотика.
Слайд 13Исторический роман
В романтических произведениях подробно воспроизводятся исторические детали, фон, колорит,
но картины даны вне истории. История – своеобразная декорация рассказываемых
событий.
Слайд 14Экзотика
События романтических произведений разворачиваются в необычной обстановке (в песнях поэмы
Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» описываются Португалия, Испания, Греция, Албания)
Слайд 15Интерес к фольклору
Романтиков интересует национально-психологическая специфика отдельных народов, национальная самобытность.
Отсюда обращение к фольклору, его переработка и создание собственных произведений.
Слайд 16Изображение природы
У человека с природой сложные взаимоотношения: с одной
стороны, она сродни его страстной натуре , с другой –
он часто вынужден вступать с ней в борьбу.
Большое внимание к бурной стихии. Типичный романтичный пейзаж: море, горы, небо.
Слайд 17Домашнее задание
Подготовиться к тесту по лекции.
Подготовить рассказ о Жуковском стр.114-123
учебника.
Прочитать балладу «Светлана» на стр.132-139.
Слайд 18Литературный Колумб Руси
( В.Г.Белинский)
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль.
А.С.Пушкин
Слайд 19Поэты - романтики
Д. Веневитинов
Е. Боратынский
Д. Давыдов
А. Дельвиг В. Кюхельбекер
Слайд 20Домашнее задание
По группам создать газету об одном из поэтов-романтиков.