Слайд 2Варианты:
1) назвать способ образования предложенного слова;
2) из указанного предложения выписать
слово, которое образовано заданным способом.
Слайд 3Преувеличение
Сверхинтересный
Приозёрный
Постройка
Разбег
Выход
Пулеметчик
Слайд 4Основные способы словообразования
Приставочный
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
Бессуффиксальный (нулевая суффиксация
Сложение
Переход одной части речи в другую
(неморфологический способ)
Слайд 5Слово образовано суффиксальным способом, если заканчивается на:
-ение: озарение, происхождение,
обучение
-ание: образование, соревнование, ожидание
-тель: удлинитель, обвинитель, накопитель
-ость: сыгранность, озабоченность, безграмотность
-онок,-ёнок:
поварёнок
-чик,-щик: наладчик, настройщик
Слайд 6Слово образовано суффиксальным способом, если
имеет суффиксы:
-чив-, -лив-: забывчивый,
услужливый (прилагательные)
-ыва-, -ива- (глаголы): завязывать, рассматривать
Но: сопереживать
Слайд 7 Слово образовано приставочно-суффиксальным способом, если начинается на по-:
по-иному, по-старому.
Слайд 8Среди наречий много слов, образованных приставочно-суффиксальным способом:
Сначала, снова, наяву, досыта,
поневоле, поровну…
Слайд 9Наречия на –О/-Е образованы суффиксальным способом (если только в них
нет приставки НЕ-):
искренне (от искренний)
полноценно (от полноценный)
беспощадно (от
беспощадный)
Слайд 10Бессуффиксальный
способ
1. глагол минус суффиксы = существительное
переходить – и, ть
= переход
взломать – а, ть = взлом
2. прилагательное минус окончание
= существительное
тихий – тишь
синий – синь
Слайд 11Суффикс –Л – в глаголах – формообразующий
Неверное рассуждение:
уехал от уехать,
значит, суффиксальный способ
Уехал и уехать – одно и то же
слово в разных формах; уехать и, следовательно, уехал (уехала, уедем, уедут и т.д.) образовано приставочным способом (ехать – уехать).
Слайд 12Переход прилагательных в существительные (субстантивация)
Столовая комната – столовая закрыта
Мороженое мясо
– мороженое с орехами
Слайд 13Найдите слово, которое образовано приставочным способом.
необходимость
оговариваться
невозможен
подсказывает
Слайд 14Найдите слово, которое образовано приставочным способом.
закрепление
разыскать
разумный
воспоминания
Слайд 15Найдите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.
потребность
невероятно
по-своему
внутренне
Слайд 16Найдите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.
невозможно
прожить
испытание
заречье
Слайд 17
Найдите слово, которое образовано приставочным способом.
преподавание
научить
рассматривался
приобщать
Слайд 18
Найдите слово, которое образовано приставочным способом.
самоограничение
погоня
выход
заслужил
Слайд 19Найдите слово, которое образовано бессуффиксным способом.
легко
тишь
вниз
выработка
Слайд 20Найдите слово, которое образовано суффиксальным способом.
беспощадно
выгнал
аморальный
приусадебный
Слайд 21Найдите слово, которое образовано приставочным способом.
замолкают
поразительно
выдерживает
вставить
Слайд 22
Найдите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.
остановиться
возможен
постижение
собеседники
Слайд 23
Найдите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.
увидел
увидишь
забыть
наяву
Слайд 24Найдите слово, которое образовано приставочным способом.
исходит
преувеличение
облагораживает
покупка
Слайд 25
Найдите слово, которое образовано приставочным способом.
привокзальный
приговор
постройка
засмеялась
Слайд 26
Найдите слово, которое образовано приставочным способом.
предзнаменование
бесполезно
наводнение
поверить
Слайд 27Выход
Пришкольный
Прозрение
Восхождение
Замолкать
Необходимость
Озарение
Наставления
Слайд 29Выпишите слово, образованное бессуффиксным способом
«Может, и правильно, что не пошла
в науку, отказалась от аспирантуры после университета, - иногда рассуждала
она про себя, - я чувствую неисчерпаемые возможности свои именно в качестве педагога».
Слайд 30Найдите слова, которые образованы бессуффиксным способом
Слайд 32Трудности:
Служебные части речи
Причастие и деепричастие
Формы степеней сравнения
Разряды местоимений
Слайд 33В каких предложениях есть предлоги?
От легкого дыхания ветерка колышутся и
звенят колокольчики.
Наш дом стоит напротив кинотеатра.
Дорога была ровная и блестящая,
как водная поверхность.
Стол стоял посередине комнаты.
Настала такая тишина, что сразу стали слышны все лесные звуки.
Едет молча мимо леса, вдоль села.
Я живу напротив.
Он спасся только благодаря друзьям.
То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов.
За осенью придет зима.
Слайд 34Предлоги
Служат для связи слов
в словосочетании и предложении:
х
х
подъехал к дому телеграмма от него
сущ. мест.
Слайд 36Производные предлоги и самостоятельные части речи
=у
Остановился около дома.
Обежал вокруг стадиона.
Прошел мимо меня.
=к
Навстречу нам бежала собака.
Слайд 37Ходит вокруг да около.
Не проходите мимо!
Ветер дул навстречу.
Едем, несмотря на
метель.
Шел по улице, не смотря по сторонам.
Добился успеха благодаря упорству.
Благодаря хозяйку за теплый прием, мы стали собираться.
Слайд 38В каких предложениях есть союзы?
День да ночь – сутки прочь.
Ни
отзыва, ни слова, ни привета.
Ни с места!
Она услышала, как позади
скрипнула дверь.
Я не знаю, что будет со мною.
Я не знал, что он пришел.
Он не помнил, чтобы отец говорил об этом.
Золотая рожь! Ты о чем поешь?
Можно было ехать, но началась гроза.
– Но! Трогай! – закричал кучер.
Не передать того, что творилось вокруг.
Скажите, чем я вас обидел?
Это был человек, которого я уже где-то видел.
Я не понял, где эта улица.
Если будете в Пятигорске, посетите домик Лермонтова.
Слайд 39Союзы
Служат для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения:
Идет дождь
или снег.
Видит око, да зуб неймет.
Открыли окна, потому что
стало жарко.
Слайд 41В каких предложениях есть частицы?
Пусть всегда будет солнце!
Разве так нужно
отвечать?
Послушал бы ты меня!
Давай поедем завтра на пляж!
Не было у
него ни друзей, ни родных.
Как хорошо ты, о море ночное!
Я знаю, как лучше поступить.
Где все-таки мы виделись?
Это дерево посадил я.
Тон у него был неприветливый.
Слайд 42Частицы
Выражают дополнительные смысловые оттенки, служат для образования условного
и повелительного наклонения.
Слайд 44Сравнительная степень наречий и прилагательных
Он сильнее старшего брата.
Ветер дул сильнее.
Он
говорил всё тише и сдержанней.
Твои пленительные очи яснее дня, чернее
ночи.
Теплей и ярче солнце стало.
Слайд 45Я звонил, однако тебя не было дома.
Я не приду, пока
не сделаю уроки.
Из сторожки никто не вышел, чтобы унять псов.
Я
так и не понял, что произошло.
Я еду туда, где меня ждут.
Стало известно, что поезд отойдет через несколько часов.
Я вышел на дорогу, которая вела к морю.
Стояла такая тишина, какая бывает глухой осенью.
Боюсь, что он не тот, за кого себя выдает.
Я не знаю, куда он уехал.
Слайд 46Из этой затеи ничего не вышло.
Сладковатый запах водяных лилий смешан
с запахом смолы.
Спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы.
Деревень по берегам
очень мало.
Автомобиль остановился около дома.
Разве можно так говорить?
Я зайду к вам в течение дня.
Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
Неужели нет другого выхода?
Это была Наташина книга.
Слайд 47Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
Это совсем
другой человек.
Это было то же самое задание.
Благодаря водителю мы успели
на поезд.
Собака стояла рядом.
Я живу напротив школы.
Что бы ты делал без меня?
Кто к нам пришел?
Ты всё-таки пришла!
Несмотря на дождь, я приду.
Слайд 48Только не спорь с отцом!
Сделай это ради меня.
Всё сделано вовремя
и качественно.
Впоследствии он стал врачом.
Около полудня пошел дождь.
С некоторых пор
мы не встречаемся.
Всё так же светит луна.
Именно вам я доверю свою тайну.
Пошумев, река успокоилась.
Мы говорили насчет аренды помещения.
Слайд 49Отсутствовал ввиду болезни.
Малыш никогда не капризничает.
Где твое сочинение?
Вследствие морозов занятия
отменяются.
Докладчик говорил долго и скучно.
Лицо его было скучно, глаза грустны.
Мы
добились своего, невзирая на трудности.
Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
Лодка была точно приклеена к черной воде.
Слайд 50Ребенок не просто читатель или слушатель, а непосредственный участник всего,
что происходит в рассказе.
Слайд 52Варианты задания
Определить тип связи в предложенном словосочетании;
Найти словосочетание с заданным
типом связи в тексте.
Слайд 53Согласование
Прилагательное: старый двор, снежная равнина
Причастие: открытое окно, пожелтевшие листья
Местоимение-прилагательное:
мои друзья, другие условия
Порядковое числительное: пятый этаж
Слайд 54Управление
Существительное: дом из кирпича, пишу мелом
Местоимение-существительное: пригласим вас, чем заменить
Количественное
числительное:
прибавил к пяти
Слайд 55Примыкание
Наречие: бежал красиво, очень смешной
Деепричастие: шел не оглядываясь
Инфинитив: желание летать
Сравнительная
степень: что-нибудь поинтереснее
Слайд 56Комната брата
Привычка опаздывать
Он не сказал, куда уехал.
Я не знаю, чем
вас удивить.
КОТОРЫХ НАЗЫВАЛ – тип связи?
Слайд 57
В каких рядах все словосочетания имеют один и тот же
тип связи слов?
невысокого роста, каждую мелочь, дом с колоннами
встретились зимой,
расположились неподалеку, весьма интересно
сделанный из воска, покорители космоса, мне показалось
вход в школу, полезные продукты, слишком поздно
задался целью, в нашем мире, тревожится за меня
желающие выступить, бушующее море, эти дни
ягоды крыжовника, жил около озера, управляющий банком
звонок другу, отъехали от станции, объяснить происшедшее
говорил вполголоса, готовый помочь, ушел не обернувшись
на третьем месте, в ночной тишине, характерный для нас
Слайд 58Сколько словосочетаний с типом связи управление в данном предложении?
Для туристов
и иностранцев этот город замечателен своей близостью к Байкалу, а
для меня он был прекрасен тем, что других городов я просто-напросто ещё не знал.
Слайд 59Выпишите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ
Каждую минуту бабка знала, чего
хочет внук.
Слайд 60Выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ
Путешествие Герды – это путешествие в
духовных пространствах, сошествие света в адскую бесконечность умирающей души, где
среди непроглядной тьмы грудой камней лежат заиндевелые чувства.
Слайд 61Выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ
Мне понятно, почему Дзержинский, воевавший с
бандитами и врагами, занялся беспризорниками. Понятна слава Макаренко с его
колонией.
Слайд 62Определите тип связи в словосочетаниях
неготовность оценить
два сантиметра
никогда не простит
чем занимался
куда
поехал
её нет
Слайд 64Сколько здесь грамматических основ?
Чернышевский был очень близорук, вследствие чего с ним нередко
происходили смешные недоразумения; например, раз, придя ко мне в комнату, он раскланялся с моей шубой, которая была брошена на стуле и которую он принял за даму; в другой раз возле него на стуле лежала моя муфта, и он гладил её, воображая, что это кошка…
Слайд 65Выпишите грамматические основы
Курить – здоровью вредить.
Туман начинает клубиться над водой.
Отец
мой был художником.
Баню недавно протопили.
Кот знал и умел делать тысячу
вещей, которые были совсем недоступны профессору.
Потянуло мягким весенним ветром, стали видны серые кусты сирени.
Слайд 66Выпишите грамматические основы
Я вышел на дорогу, которая вела к морю.
Стол
накрыли на четверых.
Тебе завтра ехать.
Слайд 67Назывные
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Первое сентября.
Три часа дня.
Вот дом, а вот
порог.
Вон тот самый гражданин.
Слайд 68Второстепенными членами в назывном предложении могут быть только определения!
Тёмная ночь.
Возле
дома – сад.
В углу старый кожаный диван.
Слайд 69Определенно-личные
Действие выполняет конкретное лицо (можно предположить, кто именно).
В уме легко
восстанавливается подлежащее (я, мы, ты, вы).
Форма сказуемого: 1 или 2
лицо, ед./ мн. число наст./ буд. вр; повелительное наклонение.
Слайд 70Летом еду снова на Кавказ.
Будешь завтракать?
Завтра будем клеить обои.
Согласитесь со
мной?
Подвиньтесь чуть-чуть!
Сдай контрольную работу.
Слайд 71Невозможно:
Прошедшее время!
Сдал контрольную работу.
Вернулась ещё вчера.
Слайд 72Неопределенно-личные
Действие выполняет неопределенное лицо.
Можно восстановить подлежащее (по смыслу – «кто-то»,
формально - ОНИ).
Форма сказуемого: 3 лицо, мн.ч. наст./ буд. вр.;
мн. число, прош. вр.
Слайд 73В дверь постучали.
На улице шумят.
Вам звонили из школы.
Зовут в зал.
Слайд 74Невозможно:
1,2 лицо, ед. число
Зашёл на минутку.
Рассказывает так интересно!
Слайд 75Безличные
Нет действующего лица и не может быть.
Невозможно восстановить подлежащее.
Слайд 76Светает.
Похолодало.
Не сидится дома.
Темнеет.
Быть дождю!
На улице тепло.
Не надо спорить.
Можно помолчать.
Нет времени.
Слайд 77НЕТ
НУЖНО
НАДО
МОЖНО
ЖАЛЬ
НЕЛЬЗЯ
Нам нужно поговорить. У меня нет желания идти
туда. Нельзя не восхищаться его талантом.
Слайд 78Обобщенно-личные
Пословицы, афоризмы.
Обозначают действие вне времени и пространства.
Сказуемое в такой же
форме, как в определённо-личных и неопределённо-личных предложениях.
Тише едешь – дальше
будешь.
От добра добра не ищут.
Береги честь смолоду.
Слайд 79
Но всё-таки Хемингуэя я украл. Украл в штабе армии.
Слайд 80Меня не было дома.
Ей уже купили билет на поезд.
Стол накрыли
на четверых.
Морозит.
Сильный мороз.
Занятий в школе не было.
Тебе завтра ехать!
Слайд 81Жду тебя весь день.
Цыплят по осени считают.
Разговоры становились звонче.
Город как
город.
Уже светает.
Ничто не трогало его.
Ветром угнало лодку.
В комнатах еще не
зажигали огня.
Сильнее кошки зверя нет.
Поздняя осень.
Уговор дороже денег.
Слайд 82В5. Простое осложненное предложение
Слайд 83
Однородные члены предложения
Обособленные члены предложения
Уточняющие и пояснительные члены предложения
Вводные конструкции
Вставные
конструкции
Обращения
Слайд 84Однородные члены
! В предложении, осложненном однородными членами, может не быть
никаких знаков препинания.
Работа шла быстро и весело и была
вовремя закончена.
Слайд 85Обособленные определения
Слоны, бегущие по улицам, никого не удивляли.
Потом пришла весна,
яркая, солнечная.
Стояла теплая глубокая мгла, полная сверчков и звёзд.
Слайд 86Обособленные приложения
Маша, моя подруга, живёт в Москве.
(ученица 11 класса, кандидат
наук, девочка из третьего подъезда, чемпионка Европы …)
Кто такая? Какая
такая?
Нас, учеников 11 класса, попросили остаться.
Вошел Александр Петрович – наш директор.
Слайд 87Обособленные обстоятельства
Окна разинув, стоят магазины.
Пошумев, река успокоилась.
Несмотря на ранний час,
улицы были полны народа.
Слайд 88Обособленные дополнения
Вместо, кроме, помимо, за исключением, исключая, сверх
Не слышно никаких
звуков, кроме вздохов моря.
Рассказ, за исключением некоторых деталей, мне понравился.
Слайд 89Обособленные уточняющие члены
Гроза началась вечером, часу в десятом.
Я пошел вправо,
через кусты.
Эта повесть небольшая, в три печатных листа.
Обстоятельства места и
времени (Где? Куда? Откуда? Когда?)
Слайд 90Вводные слова и предложения
К счастью, никто меня не заметил.
По словам
капитана, до ближайшего порта остается два дня пути.
Как сказал капитан,
плыть осталось два дня.
Дождь, мне казалось, никогда не кончится.
Слайд 91Вставные конструкции
Содержат дополнительное сообщение, замечание.
У Саввы-пастуха (он барских пас овец)
вдруг убывать овечки стали.
Крупные красивые птицы – их было десять
– летели треугольником.
Слайд 92Обращение
Друг мой, останься со мной!
Выглянь, милая соседка, в окна комнаты
своей!
Простите, мирные дубравы!
О друг мой, скажи, что с тобой.
О Волга!
После многих лет я вновь принес тебе привет.
Слайд 93Необособленное согласованное распространенное определение
Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом.
Покрывающий долину
туман вскоре рассеялся.
Слайд 95Виды сложных предложений
Виды придаточных предложений
Виды подчинения придаточных
Слайд 96Ветер раздувал огонь, вздымал тысячу искр, и кружил их в
воздухе, и уносил куда-то в глубь леса.
В восемь часов утра
рассвело и началась первая атака.
Контрольные работы на этой неделе проводятся если не каждый день, то через день.
Солнце хотя еще и клонилось к западу, но еще стояло высоко.
Слайд 97Виды придаточных
Я еду в город, где меня ждут.
Он не сообщил,
когда вернется.
Листья шелестят, точно деревья разговаривают между собой.
Как ни спешил,
всё равно опоздал.
Слышал, будто ты уезжаешь.
Хочу, чтоб ты вернулся.
Комната имела такой вид, будто ее обстреляли из пулемёта.
Слайд 98
При определении вида придаточного ориентируемся в первую очередь на ВОПРОС,
задаваемый от главной части, а не на союз или союзное
слово.
Я не знаю, куда отправлять письма.
Деревня, где разместился отряд, была небольшой и бедной.
Слайд 99потому что, так как, ибо, оттого что, поскольку – ПРИЧИНЫ
так что – СЛЕДСТВИЯ
хоть, хотя, несмотря на то что, пусть
– УСТУПКИ
Слайд 100Частица НИ помогает узнать придаточное уступки: Куда ни обращался, везде
отказывали. Сколько ни старался, ничего не получилось.
Слайд 101Скажи, куда ты едешь.
Объясни, почему ты уезжаешь.
Было так тихо, как
бывает перед грозой.
Было дано столько времени, сколько требовалось.
Вымой яблоко, перед
тем как его съесть.
Я взглянул туда, куда он указал рукой.
Дела мои лучше, нежели я думал.
Чем ночь темней, тем звёзды ярче.
Мост прогнил, так что по нему опасно ездить.
Слайд 102Виды подчинения придаточных
Приятно, когда на свете есть люди, которым хочется
помочь.
Чтобы докончить портрет, я скажу, что у Ноздрева был вздернутый
нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза.
Было слышно, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.
Утром, когда на месте зарева курился легкий дымок, я пошел на берег и узнал, что в море горел пароход.
Я заметил, что, куда ни приедешь, везде найдешь что-нибудь замечательное.
Слайд 103Однородные придаточные
Мало-помалу мне начинает казаться, что меня ждут, что обо
мне помнят.
Позже он не мог с уверенностью сказать, что было
реальным, а что создано его воображением.
Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота.
Слайд 104И я хотя и с печалью, но и с пониманием
тоже узнал, что на месте нашего флигеля теперь стоянка автомашин,
а за ней, на месте старой пекарни, от которой по утрам так дразнящее пахло свежими булками, возведено многоэтажное административное здание.
Слайд 105Но тогда получалось, что мост так и должен остаться проваливающимся,
потому что, если он перестанет проваливаться, тогда и лошадь незачем
будет страховать.
Слайд 106Следовательно, раз в чём-то нет здравого смысла, надо искать, что
исказило его или куда он затерялся.
Слайд 107Детство верит, что мир разумен, а всё неразумное – это
помехи, которые можно устранить, стоит повернуть нужный рычаг.
Слайд 109
Знать:
разряды местоимений (личные, указательные, притяжательные, определительные)
союзы (как правило, в самом
начале)
лексический повтор
синонимы, антонимы
частицы
формы слова
Слайд 111Стилистические фигуры (синтаксические средства)