Слайд 1Презентация к уроку русского языка в 11 классе при подготовке
к ЕГЭ.
Подготовила Костенко Светлана Вениаминовна, учитель русского языка и литературы
МОАУ «СОШ № 71» г. Оренбурга.
Слайд 2Виды ошибок
1. Логические ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи,
возникающие в результате нарушения законов логики, допущенные как в пределах
одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста:
1)сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;
2)в результате нарушения логического закона тождества, подмена одного суждения другим.
Ошибки первого типа встречаются чаще: Предметом повествования являются времена достаточно отдаленные, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание. Логически не связанные суждения противопоставлены друг другу необоснованно.
Слайд 3Композиционно-текстовые ошибки,
связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности
изложения. Композиционно-текстовые ошибки выявляются в начале, в основной части сочинения и в
концовке. Так, в начале некоторых работ экзаменуемых часто отсутствует логическая связь с основной частью изложения или эта связь очень слабо выражена: нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения; сделаны неудачные смысловые переходы между предложениями. В основной части работы нередко содержатся ненужные, не имеющие отношения к теме сведения, загромождающие изложение, делающие его запутанным и сумбурным. Эта часть иногда выстраивается непоследовательно и хаотично, перегружена лишними и утомительными перечислениями, отвлекающими внимание от главной мысли, или неоправданно растянута, содержит смысловые повторы.
Слайд 4
Завершение работы (концовка) подчас не служит выводом из сказанного, не
подводит итог, часто бывает совсем не мотивировано исходным текстом.
Покажем это
на конкретных примерах.
А. Неудачный зачин.
Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует. Например: С особенной силой этот эпизод описан в романе... Наличие указательных словоформ в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения. Это логическая ошибка.
Слайд 5Б. Ошибки в средней части.
а) Сближение относительно далеких мыслей в одном
предложении – логическая ошибка. Например: Большую, страстную любовь она проявляла
к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
б) Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений – логическая ошибка. Например: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова – властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.
Слайд 6
в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла,
бессвязности – логическая ошибка. Например: Общее поднятие местности над уровнем моря
обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.
Слайд 7
В. Неудачная концовка.
Дублирование вывода – логическая ошибка. Например: Итак, Простакова
горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему.
Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.
Слайд 8Абзацное членение
Членимость – это одна из основных текстовых категорий (признаков).
Средством выражения членимости является абзац. Большинство специалистов в области лингвистики
текста видят в абзаце и смысловую, и графическую текстовую единицу. Абзацное членение является важным средством выражения авторского замысла.
В современном русском языке слово «абзац» имеет два основных значения:
Абзац – 1. Отступ вправо в начале первой строки какой-либо части печатного или рукописного текста; красная строка.
2. Часть текста между двумя такими отступами, характеризующаяся единством и относительной законченностью содержания.
Слайд 9Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы:
в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической
нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:
– подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
– без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
– оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.
Слайд 10
Речевые ошибки – это ошибки не в построении, не
в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего
в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Слайд 11Типичные грамматические ошибки
К типичным грамматическим ошибкам относятся ошибки, связанные
с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных
форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
2) неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или ...дает.., учит...);
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);
Слайд 12Грамматико-синтаксические ошибки
1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь
я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: …
это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: ... нужны смелость, знания, честность);
2) ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «... всего две проблемы»);
3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
Слайд 13Типичные речевые ошибки
1) неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я
взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или
местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в приведённом предложении, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);
2) ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены);
3) ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста веселый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует точности при выборе слов с противоположными значениями, а слова«веселый» и «мажорный» антонимами не являются;
4) разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
Слайд 14Этические ошибки
Этическая ошибка [1] связана с проявлениями речевой агрессии как
внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное
общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго («Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк» и др.).
Например:
«Михалков в своем репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами».
Слайд 15Фактические ошибки
– неверное изложение фактов, которые не упоминаются в исходном
тексте (фактов фонового характера) и которые учащиеся уместно или неуместно
используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. п.: «Гете – французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»);
– приведение фактов, противоречащих действительности, например: «Столица США – Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии».
Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский – вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».