Разделы презентаций


Все о сложном бессоюзном предложении

Содержание

Бессоюзное сложное предложение — это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Сложное бессоюзное
предложение

Сложное бессоюзноепредложение

Слайд 2Бессоюзное сложное предложение — это сложное предложение, в котором простые

предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без

помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она] (А. Пушкин).
Бессоюзное сложное предложение — это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу

Слайд 3В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между

простыми предложениями (частями):
I. Перечислительные
II. Причинные
III. Пояснительные
IV. Пояснительно –

изъяснительные
V. Сопоставительно-противительные отношения
VI.  Условно-временные
VII. Следствия


Виды отношений
между простыми предложениями

В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):I. Перечислительные II. Причинные III.

Слайд 4 (перечисляются какие-то факты, события, явления):

[Я не видел вас целую

неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) — [

], [ ].
Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.
Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений

Перечислительные:

(перечисляются какие-то факты, события, явления):[Я не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А.

Слайд 5(второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом):

несчастлив]: [каждый день гости] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения

синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

Причинные

(второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом):[Я несчастлив]: [каждый день гости] (А. Чехов). Такие

Слайд 6 (второе предложение поясняет первое):
1) [Предметы теряли свою форму]:

[всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И.

Гончаров)
2) [Как все московские, ваш батюшка таков]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами]
(А. Грибоедов)
Такие бессоюзные предложения синонимичны предло­жениям с пояснительным союзом а именно.

Пояснительные

(второе предложение поясняет первое):1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в

Слайд 7(второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение

речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на

эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.):
1) [Настя во время рассказа вспомнила]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) — [ ]: [ ].
2) [Опомнилась,   глядит   Татьяна]:  [медведя   нет]...
(А. Пушкин) — [ ]: [ ].
Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).

Пояснительно-изъяснительные

(второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово,

Слайд 8(содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):
1)

[Все счастливые семьи похожи друг на друга], [каждая несчастливая семья

несчастлива по-своему]
(Л. Толстой) — [ ], [ ].
2) [Чин следовал ему] — [он службу вдруг оставил]
(А. Грибоедов) — [ ] — [ ].   
Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.

Сопоставительно-противительные

(содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):1) [Все счастливые семьи похожи друг на друга],

Слайд 9(первое предложение указывает на время или на условие осуществления того,

о чём говорится во втором):
1)  [Любишь кататься] — [люби и

саночки возить] (пословица) — [ ] — [ ].
2) [Увидишься с Горьким] — [поговори с ним]
(А. Чехов) - [ ]- [ ].
Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.

Условно-временные

(первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором):1)  [Любишь кататься]

Слайд 10(второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):
[

Мелкий дождик сеет с утра ] — [выйти невозможно]
(И.

Тургенев) — [ ] – [ ].

Следствия

(второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):[ Мелкий дождик сеет с утра ] —

Слайд 12Упражнения

Упражнения

Слайд 13Жарко светило солнце _ блестели радугами стаканы _ блестели горы

_ город.
,
Упражнение №1
,
,

Жарко светило солнце _ блестели радугами стаканы _ блестели горы _ город.,Упражнение №1,,

Слайд 14Трескался лед _ снег шуршал _ о каменную стену сторожки

_ и скрипел под ногами.
Упражнение №2
,
ничего
v
ничего
v

Трескался лед _ снег шуршал _ о каменную стену сторожки _ и скрипел под ногами.Упражнение №2,ничегоvничегоv

Слайд 15Снег слепил лицо _ порошил глаза _ ветер вертел его

седыми вихрями _ вокруг труб миноносца.
Упражнение №3
,
,
ничего
v

Снег слепил лицо _ порошил глаза _ ветер вертел его седыми вихрями _ вокруг труб миноносца.Упражнение №3,,ничегоv

Слайд 16На улице ветер _ все качается _ стонет _ гремит.
Упражнение

№4
,
,
,

На улице ветер _ все качается _ стонет _ гремит.Упражнение №4,,,

Слайд 17Я закрывал окна _ выходящие на канал _ и спрашивал

_ не затопить ли камин.
Упражнение №5
,
,
,

Я закрывал окна _ выходящие на канал _ и спрашивал _ не затопить ли камин.Упражнение №5,,,

Слайд 18Упражнение №6
Дорога вилась передо мною _ между кустами орешника _

уже залитыми мраком _ я продвигался с трудом.
,
ничего
v
;

Упражнение №6Дорога вилась передо мною _ между кустами орешника _ уже залитыми мраком _ я продвигался с

Слайд 19Упражнение №7
В глазах у меня потемнело _ голова закружилась.
,

Упражнение №7В глазах у меня потемнело _ голова закружилась.,

Слайд 20Застучали колеса _ на переходе мелькнул огонь _ будка вынырнула

из темноты _ и опять пропала.
Упражнение №8
,
,
ничего
v

Застучали колеса _ на переходе мелькнул огонь _ будка вынырнула из темноты _ и опять пропала.Упражнение №8,,ничегоv

Слайд 21Слабо шуршала _ падали шишки _ вздыхая _ шумел лес.
Упражнение

№9
,
,
;

Слабо шуршала _ падали шишки _ вздыхая _ шумел лес.Упражнение №9,,;

Слайд 22Я доверяю любящим _ они великодушны.
Упражнение №10
:

Я доверяю любящим _ они великодушны.Упражнение №10:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика