Слайд 1МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
Вставные конструкции
учитель русского языка
и литературы
Сорокина Ирина Тимофеевна
Слайд 2Цели урока:
1. Дать понятие о вставных конструкциях, знаках препинания при
них.
2. Формировать умение выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме
предложения с вставными конструкциями.
3. Развивать творческие способности учащихся при работе с текстами.
4. Cодействовать формированию системы знаний, представлений, понятий, обеспечивающих способность к творческой деятельности.
Слайд 3Найти лишнее, объяснить:
1. собиратель, зажигать, сочетание, внимание;
2. современник, связаны,
естественно, пустынный;
3. по-французски, по_зимнему,
по _нашему, по_видимому;
4. окружённый, холщовый, плечом,
горячо.
Слайд 4ИНФОРМАЦИЯ
ИНФОРМИРОВАТЬ
Информация
(лат. Informatio «изображать, представлять»).
Сделайте морфемный разбор слова информировать
Слайд 5Книга была (1) по его словам (2) единственным средством «добывания»
информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по
словам (4) и действиям автора.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
1) 1,2 2) 1,2,3,4 3 ) 3,4 4) 1,3
Слайд 7СРАВНИТЕ:
К счастью или к несчастью, в нашей жизни не бывает
ничего, что не кончалось бы рано или поздно .
Однажды,
войдя в квартиру — у меня был от нее собственный ключ, — я услышал, что Елена Николаевна поет .
Слайд 8Определение вставных конструкций
Затруднение, которое Демосфен сам себе устроил, -
камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и
отчетливо.
Постепенно голос Демосфена окреп, у него выработалась правильная дикция (т.е. отчетливое произношение), и это помогло ему стать одним из самых замечательных ораторов Древней Греции.
Ему очень хотелось сказать всю правду этим союзничкам именно сейчас — среди своих войск, под грохот орудий (автомобили стояли всего в версте от батарей).
Слайд 9Выделите вставную конструкцию и выберите при её оформлении на письме
знак препинания — тире или скобки.
Если я заболею,
к врачам
обращаться не стану.
Обращаюсь к друзьям
не сочтите, что это в бреду:
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте
ночную звезду.
Слайд 10Проверьте себя:
Если я заболею,
к врачам обращаться не стану.
Обращаюсь к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
занавесьте мне
окна туманом,
в изголовье поставьте
ночную звезду.
Слайд 11Домашнее задание
§ 31; упр. 231, 235 устно, из упр. 238
выписать предложения с вводными словами (1-й абзац — предложения 1,
2, 5, 6, 7; 2-й абзац - 1, 3; 3-й абзац - 1; 4-й абзац- 1; 5-й абзац- 1, 3; 6-й абзац- 1,2) или анализ предложенного текста
Слайд 12Список использованной литературы:
Список использованной литературы:
1.Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский
язык: Учеб.: в 3-х ч. – М.: Просвещение, 2001. –
Ч.3. Синтаксис. Пунктуация. – 271с. Там же, С.166
2.Кротевич Е.В. О связях вводных слов в словосочетании и предложении // Русский язык в школе. – 1958. №6 С.16-25
3.Прияткина А.Ф. Синтаксис осложненного предложения. М., 2006 С.8
4.Русская грамматика: в 2-х т.- М.: Наука. 2001.-Т.2 С.229-231
5.Студнева А.И. О связи вводных предложений с основным составом высказывания // Учен. зап. Рязанского гос. пед. института. – 1968.- Т.51 – С.309
6.Студнева А.И. Из наблюдений над функционально – семантическими отношениями вводных и вставных предложений // Учен. зап. М.ОП.И.- 1967. Т. 197. С.259-268