Слайд 1Вывески как зеркало современности.
Работу выполнили ученицы 6 класса «А»
МОАУ «СОШ
№56 им. Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания
и права»
Исаева Александра и Кучербаева Алина.
Слайд 2Проблема
Вывески смело можно назвать зеркалом нашей современности, отражение в котором,
увы, не всегда привлекательно. Владельцы зачастую стремятся к яркости, но
их усилия приводят к совершенно другим результатам. Они формируют ложное представление об объекте или даже ставят в тупик.
Я считаю данную проблему актуальной, потому что каждый из нас ежедневно встречает множество названий, иногда запоминающихся своей оригинальностью, а иногда нелепостью.
Слайд 3Цель работы:
проанализировать названия различных объектов в городе Оренбурге;
выяснить, по каким
принципам созданы современные вывески-наименования.
Слайд 4Задачи:
изучить жанры и общую классификацию наименований – вывесок, пользуясь различными
источниками информации;
исследовать вывески, существующие в городе.
Слайд 5Методы исследования:
наблюдение;
описание;
изучение литературы;
статистика;
анализ.
анкетирование
Слайд 6Объекты исследования:
Печатные источники информации;
вывески объектов города.
Слайд 7Мое исследование, посвященное вывескам, началось с просмотра одного из монологов
известного сатирика Михаила Задорнова, который, говоря о современных городских вывесках,
приводил в пример название салона красоты «Годзилла». Невольно начинаешь задумываться, а стоит ли посещать его?
В Оренбурге тоже можно встретить оригинальные, яркие или ставящие в тупик неординарные вывески-наименования.
Слайд 8Что такое вывески?
Вывеска — конструкция в объемном или плоском исполнении,
расположенная, как правило, на фасаде здания, рядом со входом, которая информирует об
организации или предприятии, находящихся внутри здания. Современная вывеска выполняет обычно две функции, которые сложно отделить одну от другой: это подача информации и реклама.
Слайд 9История вывесок
Известно, что в Древнем Риме и Древней Греции владельцы
магазинов, питейных заведений и различных мастерских активно размещали вывески для
привлечения покупателей и клиентов. Вывеска включала в себя не только изображение, но и текст.
В V-VIII веках стали появляться универсальные символы: у кузнецов - молот или подкова, у слесарей - ключ, у торговцев вином - бочка.
В эпоху позднего средневековья - XV-XVI века в моду вошла оригинальность названий, даже экстравагантность.
В эпоху Возрождения и после неё появились вывески-картины.
Подобно тому, как это было в Европе, в России первым видом вывески была предметно-знаковая: над входом или на воротах лавки или харчевни висел предмет, относящийся к деятельности заведения. Обычно на таких картинках изображался сам товар или услуга, а иногда и их описание.
Вывески прошли долгий путь, претерпевали изменения, однако функции их и поныне неизменны – заинтересовать клиента в приобретении товара или использовании услуги.
Слайд 11Общая классификация наименований-вывесок
Все изученные наименования можно разделить на три большие
группы:
Мотивированные названия
Немотивированные названия
Названия, вызывающие «лингвистический шок» или, по
меньшей мере, «лингвистическое недоумение».
Слайд 12Мотивированные названия
Название объекта связано с содержанием, оно указывает на профиль,
и это ведет к безусловному успеху. Можно выделить следующие группы
мотивированных названий:
названия, опирающиеся на топонимику;
названия, мотивированные тематическими связями слов;
названия, отражающие специализацию городских объектов по функциональному назначению, ассортименту и типу товара;
названия, позволяющие обнаружить мотивирующие ассоциативные связи с объектом наименования.
Слайд 16Немотивированные названия
Немотивированные названия не имеют явных ассоциативных связей с объектом
наименования и сферой городского бытия, к которой они «приписаны». Среди
таких названий можно выделить несколько обширных тематических групп, встречающихся чаще других:
наименования с использованием цифр и чисел (иногда в комбинациях с буквами и другими графическими элементами);
наименования с использованием имен и титулов;
буквенные и слоговые аббревиатуры;
названия животных, птиц, насекомых в составе наименования объекта;
религиозные, мифологические, сказочные, фантастические человекоподобные существа и волшебные предметы;
названия растений и других растительных организмов;
природные явления и объекты;
использование иноязычной лексики;
смешение слов из разных языков;
названия, написанные на иностранных языках.
Слайд 19«Лингвистический шок»
Лингвистический шок (по определению профессора В. Белявина) – состояние,
вызывающее крайнюю степень удивления, смеха или смущения, возникающее у человека,
когда он слышит в речи языковые элементы, звучащие на его родном языке странно, смешно или неприлично. Догадаться о профиле объекта с таким названием можно, но слова, включенные в него, нарушают законы сочетаемости слов, а потому наименование объекта ставит перед нами неразрешимую лингвистическую задачу. В некоторых случаях происходит нарушение в строении слов или в их написании.
Слайд 22Выводы:
Были исследованы различные объекты нашего города. Из 60 наименований 19
-мотивированных (32,5%), 33-немотивированных(55%), 4 - вызывают «лингвистический шок»(12,5%), что отражено
в следующей диаграмме.
Слайд 23Вывески – очень интересный материал, позволивший выявить большое количество групп
слов, которые используются с давних пор или относительно недавно для
создания названия объектов. Использование слов, входящих в эти группы, может дать как мотивированное, так и немотивированное название:
наименования с использованием цифр и чисел,
буквенные и слоговые аббревиатуры,
названия животных, птиц, насекомых в составе наименования объекта,
религиозные, мифологические, сказочные, фантастические человекоподобные существа, волшебные предметы и объекты,
названия растений и других растительных организмов,
природные явления.
Слайд 24Вывески бывают мотивированными, немотивированными и вызывающими «лингвистический шок».
Немотивированные и шокирующие
наименования возникают и тогда, когда владельцы фирмы, салона или другого
объекта стремятся к необычности, броскости и оригинальности названия, добиваясь этого любым способом, даже нарушая языковые нормы (часто это делается осознанно).
Слайд 25
Хотелось бы, чтобы некоторые частные предприниматели и лица, так или
иначе связанные с этой сферой деятельности, были бы более осмотрительными
и логичными в выборе наименования своего предприятия и в создании рекламы, А ДЛЯ этого
сначала интересовались происхождением слов-названий, а уж потом создавали вывески для объектов нашего города.