Даметкен
Айтмагамбетовна
учитель русского языка и литературы средней школы №24 г. Павлодара,
Республика Казахстан
Слайд 2Цель - обобщить знания о постановке тире в простых и
сложных предложениях.
Тире в простом и сложном
предложении.
Слайд 3Из истории тире
Тире́ (фр. tiret, от tirer — растягивать)
— один из знаков препинания, применяемый во многих языках.
В
русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин
Правила употребления и название этого знака установились не сразу. Он был описан в «Российской грамматике»
А. А. Барсова, где был именован «молчанка», затем «черта», а позднее — «знак мыслеотделительный».
Из Википедии
1этап
нашего занятия.
Цель этого этапа – повторить все случаи постановки тире в простом предложении.
подлежащим и сказуемым.
Задание :
найдите грамматическую основу в предложениях. Укажите,
чем выражены главные члены. Затем сформулируйте правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Слайд 6Жизнь –нескончаемый экзамен. Дважды два –четыре. Учиться –всегда пригодится.
Его цель-
сделаться героем романа.
Речевая культура человека – это зеркало его духовной
жизни.
Но!
«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина…
Бедность не порок. Ее глаза как два тумана, как два прыжка из темноты…
Слайд 7httphttp://http://wwwhttp://www.http://www.gramotahttp://www.gramota.http://www.gramota.ruhttp://www.gramota.ru/http://www.gramota.ru/classhttp://www.gramota.ru/class/http://www.gramota.ru/class/coachhttp://www.gramota.ru/class/coach/http://www.gramota.ru/class/coach/puncthttp://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_172
Проверь себя
Слайд 82. Тире в предложениях с однородными членами.
Задание аналогично первому.
А) В
траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноград-никах и
на деревьях – повсюду заливались цикады.
Б) Вся мебель: диваны, столы и стулья –была сделана из красного дерева
Слайд 9Проверь себя
В предложениях
с обобщающими словами ставится тире,
если обобщающее
слово стоит после однородных членов;
3. если обобщающее слово стоит перед
однородными членами, а после них предложение продолжается.
Грамота .РУ
Слайд 103. Тире в неполном предло-жении: пропуск членов
предложения может обозначаться с помощью тире.
Направо и
налево были овраги, заросшие лесом, впереди – широкая лощина
Слайд 114. В ваших учебниках при изучении темы «Приложение» вы заметили,
что употребляется слово дефис, но мы заменим его словом тире,
так как речь идет о членах предложения (приложение – это особый вид определения, выраженный именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже). Рассмотрим, в каких случаях ставится тире при приложениях.
Слайд 12 1.если приложение и определяемое им
слово выражены
нарицательными существительными, то между ними ставится тире.
Бабочки-капустницы порхали над клумбами.
2. Если же приложение или определяемое слово выражено именем собственным, дефис ставится только в том случае, когда имя собственное стоит перед именем нарицательным.
Начиналась Москва с небольшого городища в том месте, где речонка Яуза впадает в Москву-реку .
Слайд 135.Тире при вводных предложениях.
Вводные предложения, имеющие характер дополнительных замечаний или
пояснений к сказанному, выделяются скобками или, реже, тире
Голубеющая дымка –
ее зовут в народе «мга» - затягивала плесы на Оке и отдаленные леса
Слайд 14Прочитайте внимательно ваши записи
в тетрадях,
затем выполните тест
Слайд 15
В каком примере недостаёт второго тире?
1) Охотиться волку на крупных
животных — на лошадей, на рогатый скот, на верблюдов нельзя
без напарников.
2) «Чтобы научить человека чему-либо, не надо его поучать, понукать и оскорблять», — считал А.П.Чехов.
3) Всё вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормой — всё говорило о любви, о блаженной любви!
4) На востоке страна граничит с Испанией, на юге с Францией.
2. Укажите правильное утверждение о постановке тире в данном ниже предложении.
Савва Мамонтов звал художника Коровина «весёлым корабельщиком», Нестеров — «юным богом».
1) В первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.
2) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.
3) Ставится тире в неполном предложении.
4) Содержание второй части предложения противопоставляется содержанию первой. 1.1
2.3
Слайд 16 3. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении:
Под крыльцом из
неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско — одна из
самых лучших охотничьих собак в Тычках.
1) Тире между подлежащим и сказуемым.
2) После обобщающего слова следуют однородные члены.
3) Выделяется обособленное приложение.
4) Разделяются части бессоюзного сложного предложения.
4. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении:
Любить иных – тяжелый крест, а ты прекрасна без извилин…
1) Тире между подлежащим и сказуемым.
2) После обобщающего слова следуют однородные члены.
3) Выделяется обособленное приложение.
4) Разделяются части бессоюзного сложного предложения.
3.3
4.1
Слайд 175. В каком варианте не ставится тире (знаки препинания не
расставлены)?
1.Кровь людская не водица.
2. Самое плохое в обучении это привычка
к полузнанию.
3. Кочки покрывались ярким мхом низинки изумрудной травой.
4.Стоять на страже законов охраняющих природу Родины почетный долг каждого из нас.
6.Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении:
Зеленая долина, горы в белых шапках - все было залито солнцем.
1) Тире между подлежащим и сказуемым.
2) После однородных членов следует обобщающее слово
3) Выделяется обособленное приложение.
4) Разделяются части бессоюзного сложного предложения.
5.1
6.2
2 этап
нашего занятия.
Цель –повторить употребление тире
в предложениях с прямой речью и диалоге
Слайд 19Б) «П, — а, — п».
«П, — а. — П».
«П? — а. — П».
«П! — а. — П».
«П.. . — а. - П»
По какому признаку
сгруппированы данные схемы?
1.Рассмотрите схемы постановки знаков препинания при прямой речи и сформулируйте правило.
А) «П», — а. «П?» —а. «П!» — а.
Слайд 20 Исправьте ошибки
в предложениях с прямой
речью.
«Видишь ты искры» спросила меня старуха.
«Веди ты нас!» сказали они.
Все можно перенести, - сказал он скромно. Вы сами поступили бы также.»
«Сам дойду –ответил боец – Вам носилки пригодятся.»
Слайд 21Оформите диалог из сказки Антуана де Сент-Экзюпери.
Добрый вечер сказал на всякий случай Маленький принц.
Добрый вечер, ответила змея.
На
какую это планету я попал?
На Землю, сказала змея. В Африку. Вот как. А разве на Земле нет людей? Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая.
Слайд 22Проверь себя:
-Добрый вечер, - сказал на всякий случай Маленький принц.
- Добрый вечер,
- ответила змея.
- На какую это планету я попал?
- На
Землю, - сказала змея. - В Африку.
- Вот как. А разве на Земле нет людей?
Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая.
Слайд 23 3 этап
нашего занятия.
Цель –
повторить
правила постановки тире в бессоюзных сложных предложениях (БСП)
Слайд 26Определите смысловые отношения между частями БСП
1.Работы много – отдыха
не жди.
2. Хочешь быть счастливым – силы не жалей.
3.Расчищали сугробы
– их наметало снова.
4.Красоту только тронь небрежной рукой - она исчезнет навеки.
5.Ты запела песню светлую – колокольчики звенят.
Слайд 28Литература:
1.Греков В.Ф. и др. «Пособие для занятий по русскому языку
в старших классах».Москва, «Просвещение»,1982
2.Горшкова В.Н. «Синтаксис и пунктуация». Москва, Просвещение»,1975.
Интернет-ресурсы
http://ru.wikipedia.org
httphttp://http://wwwhttp://www.http://www.gramotahttp://www.gramota.http://www.gramota.ruhttp://www.gramota.ru/http://www.gramota.ru/classhttp://www.gramota.ru/class/http://www.gramota.ru/class/coachhttp://www.gramota.ru/class/coach/http://www.gramota.ru/class/coach/puncthttp://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_172
Слайд 29Использованные иллюстрации:
1.Вопросы
2.Люди, лекции. Образование
3. Дети, каникулы
из коллекции Microsoft
Слайд 30
Примечания:
1.при выполнении тестов, можно проверить себя, убрав картинку в
нижнем правом углу
2. Для открытия гиперссылки, надо навести курсор на
ссылку, нажать на правую кнопку мышки и щелкнуть по указателю «Открыть гиперссылку»