Слайд 2Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО,
ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:
благодаря (кому) другу
вопреки (чему) ожиданию
согласно
(чему?) расписанию
Предлог «ПО» управляет предложным падежом:
по приездЕ в Казань
по истечениИ срока
по прибытиИ домой
Слайд 3Найди и объясни ошибку.
Благодаря различных видов искусства человек может передавать
самые сложные чувства.
Благодаря различным видам искусства
Поезд пришёл согласно расписания.
Поезд пришёл
согласно расписанию.
По уходу барина, по окончанию пьесы.
По уходе барина, по окончании пьесы.
Слайд 4Найди и объясни ошибку.
К концу поездки все ребята уже скучали
по родителям.
В конце поездки все ребята уже скучали по родителям.
С
Ростова я вернулась поздним вечером.
Из Ростова я вернулась поздним вечером.
Слайд 5Найди и объясни ошибку.
Спустя сто лет окончательно сняты сомнения за
прочность конструкции моста.
Спустя сто лет окончательно сняты сомнения о прочности
конструкции моста.
В своих дневниках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.
В своих дневниках автор детально описывает путешествие на Кавказ.
Слайд 6Найди и объясни ошибку.
Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален
количества вложенного в него труда.
Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда
пропорционален (чему? Д.п.) количеству вложенного в него труда.
Слайд 7Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Приложение – это определение,
выраженное именем существительным. Если приложение - название чего-либо, берущееся в
кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?
Слайд 8Запомни!
Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в
именительном падеже:
Я читаю книгу Л.Н.Толстого « Война и мир» (
Им.п.)
Моя мама работает на фабрике« Заря».
Слайд 9Запомни!
Если же нет такого нарицательного существительного, то приложение употребляется в
том падеже, который необходим по контексту:
Я восхищаюсь « Войной и
миром» ( Тв.п.)(нет слова книга или роман)
Она работает на « Заре» ( П.п.)(нет слова фабрика)
Слайд 10Найди и объясни ошибку.
Я читаю книгу Л.Н.Толстого «Войну и мир»
Я
читаю книгу Л.Н.Толстого «Война и мир»
На картине Борисова-Мусатова «Весне» изображены
ветви цветущей вишни и готовые облететь одуванчики
На картине Борисова-Мусатова «Весна» изображены ветви цветущей вишни и готовые облететь одуванчики
Слайд 11Ошибка в построении предложения с однородными членами
Нельзя употреблять в качестве
однородных членов полное и краткое прилагательное:
Она была красивая и счастлива
(красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)
Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).
В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты (верно: в пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.
Слайд 12Ошибка в построении предложения с однородными членами
Недопустимо употребление в качестве
однородных членов слов, логически несовместимых :
Отъезжающие шли с сумками и
радостными лицами.
Слайд 13Ошибка в построении предложения с однородными членами
Нарушен порядок слов при
использовании двойных сопоставительных союзов (не только..., но и; не столько...,
сколько; как..., так и; хотя..., но и др.), повторяющихся союзов (то... то; не то... не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!
Слайд 14Ошибка в построении предложения с однородными членами
Можно утверждать, что настроение
было не только главным для создателя стихотворения, но и
для читателей.(слово главным нужно поставить перед союзом не только)
Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.
Слайд 15Ошибка в построении предложения с однородными членами
Нельзя употреблять один предлог
для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:
Народ
был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).
Слайд 16Ошибка в построении предложения с однородными членами
Однородные члены должны стоять
в том же падеже, что и обобщающее слово:
На конференции речь
шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов
(верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)
Слайд 17Ошибка в построении предложения с однородными членами
Неверно, если однородные члены-
существительное и инфинитив:
Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно:
я люблю чтение, музыку и занятия спортом).
Слайд 18Ошибка в построении предложения с однородными членами
Если однородные члены имеют
общее слово, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен
быть грамматически соотнесён с этим общим словом.
Раскольников придумал и восхищается своей теорией (верно: Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.
Слайд 19Ошибка в построении предложения с однородными членами
Если однородные члены имеют
общее слово, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен
быть лексически соотнесён с этим общим словом.
Натянуть и выстрелить из лука непросто (верно: натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто.
Слайд 20Найди и объясни ошибку.
Восхищаться и рассказывать об Италии можно бесконечно
Восхищаться
Италией и рассказывать о ней можно бесконечно
Книга не только предназначена
для учителей, но и для учащихся старших классов.
Книга предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов. (нарушен порядок слов при использовании двойных сопоставительных союзов)
Слайд 21Найди и объясни ошибку.
На выставке не только представлена живопись, но
и скульптура.
На выставке представлена не только живопись, но и скульптура.(нарушен
порядок слов при использовании двойных сопоставительных союзов)
Слайд 22Найди и объясни ошибку.
С древних времён не только загадки были
весёлой игрой ума и воображения, но и серьёзным испытанием.
С древних
времён загадки были не только весёлой игрой ума и воображения, но и серьёзным испытанием.
Слайд 23Найди и объясни ошибку.
Этот учёный не только сделал технологии доступными,
но и понятными всем.
Этот учёный сделал не только технологии доступными,
но и понятными всем.
Слайд 24Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Деепричастный оборот не употребляется, если
действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным
лицам.
Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу) (верно: Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.
Слайд 25Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Деепричастный оборот не употребляется в
безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.
Приехав в
Москву, мне стало грустно (сказуемое – стало грустно) (верно: Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.
Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕТСЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ.
Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.
Слайд 26Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Деепричастный оборот не употребляется, если
сказуемое выражено кратким страдательным причастием.
Сдав экзамены, я был принят в
вуз (кем-то принят) (верно: Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз).
Слайд 27Найди и объясни ошибку.
Поднимаясь по лестнице, старику пришлось остановиться, чтобы
передохнуть.
Образ Петра I появляется во многих произведениях Пушкина, восхищая и
оценивая его
Раз побывав в горах, нами были изучены многие интересные места.
Совершая необдуманные поступки, людям трудно вовремя остановиться.
Зайдя в неприметный дворик, вашему взору откроется старинная лестница.
Слайд 28Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Митрофанушку родители воспитывали в любви, а
впоследствии он становится эгоистом.(прошедшее время и настоящее)
Митрофанушку родители воспитывали в
любви, а впоследствии он стал эгоистом.
Слайд 29Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Большинство возражали против подобных изменений
в плане работы
Верно: большинство возражало.
Слайд 30Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
[Все, (кто интересуются театром), знает
имя Алексея Бахрушина].
В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее
и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.
Верно: [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина].
Слайд 31Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
ООН объявил о решении вопроса
по грузино-осетинскому конфликту.
Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН
– Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж.р.)
Верно: ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
Слайд 32Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Ищем в заданиях конструкцию «все, кто…»,
«те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего
и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.
Все, кто смотрел на него, не могли не заметить…
мн.ч ед.ч ед.ч. мн.ч.
Слайд 33Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Запомните правила:
1. согласование сказуемого со
словами: РЯД,БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО,МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, ЧАСТЬ.
А).Сказуемое ставится в единственном числе, если
при данных словах нет зависимых слов( меньшинство поддержало оратора).
Б).Единственное число и при неодушевлённых подлежащих( ряд школ ввёл в свои программы элективные курсы по праву).
Слайд 34Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В). Множественное число в остальных
случаях:
Ряд педагогов выступили за дополнительные часы по русскому языку (одушевлённое
существительное).
Часть вырученных средств пойдут на лечение больных детей ( если при подлежащем есть причастие)
Несколько писателей и поэтов присутствовали на вечере (если несколько подлежащих или сказуемых).
Слайд 35Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Подлежащее и сказуемое всегда стоят
в единственном числе в следующих случаях:
Если подлежащее имеет только единственное
число, например: молодёжь, крестьянство, народ, студенчество.
Например: Народ проголосовал за принятие новой Конституции.
Слайд 36Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Подлежащее и сказуемое всегда стоят
в единственном числе в следующих случаях:
Если подлежащее имеет в своём
составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО.
Например: Много лет прошло со дня окончания школы.
Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.
Например: Лишь небольшая часть читателей предпочитает классику.
Слайд 37Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Подлежащее и сказуемое всегда стоят
в единственном числе в следующих случаях:
Если подлежащим является местоимение КТО
и слова, образованные от него
( никто, кое-кто и д.т.)
Например: Кто встал на путь добра, не может не быть счастливым.
Слайд 38Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Подлежащее и сказуемое всегда стоят
в единственном числе в следующих случаях:
Если в качестве подлежащего выступают
составные числительные , последнее слово в котором - ОДИН + существительное.
Например: Двадцать один человек пришёл на собрание.
Слайд 39Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В институт поступил пятьдесят один
абитуриент.
Но: Пятьдесят один участник обсудили проблему на круглом столе(глагол обсудить означает совместное действие и
не может быть употреблен в форме ед. ч.).
Слайд 40Найди и объясни ошибку
Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
Верно:
Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.
Слайд 41Нарушения в построении предложения с причастным оборотом
Нарушение согласования между определяемым
словом и причастным оборотом. Необходимо задать вопрос от определяемого слова
к причастию, и по его окончанию определить, какое окончание будет у причастия.
Слайд 42Нарушения в построении предложения с причастным оборотом
Браконьерам, нарушающИХ закон, грозит
серьёзный штраф
Верно: браконьерам каким? нарушающИМ
Слайд 43Нарушения в построении предложения с причастным оборотом
Нельзя определяемое слово употреблять
внутри причастного оборота. Оно должно стоять либо ДО, либо ПОСЛЕ
него.
Например: Причалившая лодка к берегу вызвала подозрение
Верно: лодка, причалившая к берегу).
Слайд 44Неправильное построение предложения с косвенной речью
Прямая речь - это чья-то
речь, переданная без изменений. Косвенная речь - это передача чужой
речи, её смысла в форме сложноподчинённого предложения. В предложениях с косвенной речью нельзя употреблять местоимения 1 и 2 лица, нужно только 3 лицо.
Слайд 45Неправильное построение предложения с косвенной речью
Некрасов писал, что « я
лиру посвятил народу своему» (неправильное употребление 1 лица).
Верно: Некрасов писал,
что ОН «лиру посвятил народу своему»
Слайд 46Найди и исправь ошибку
«Дима признался, что я сегодня не готов к уроку».
Верно:«Дима
признался, что он сегодня не готов к уроку».
Неправильное построение предложения с косвенной
речью
Слайд 47Найди и исправь ошибку
Может доверить и поделиться мыслями.
Ошибка в построении
предложения с однородными членами
Слайд 48Найди и исправь ошибку
Надо поощрять студентов, стремящимся к знаниям и
участвующим в жизни техникума.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом