Слайд 1Урок для
грамотеев
и эрудитов
Слайд 2 Устно образуйте видовую пару к глаголам.
Указывайте вид названного глагола.
Слайд 3
Какого вида приведенные
глаголы?
Пою — буду петь — пела,
несовершенный вид
Забыть — забуду — забыла.
совершенный вид
Слайд 4
Люди пишут, а
время стирает,
Все стирает, что
можно стереть.
С. Маршак
Слайд 5
Как писать:
стирает
или
стерает?
Слайд 7 Цели урока:
научиться находить слова, в которых есть
корень с чередованием е - и;
2) учиться объяснять выбор
гласной е — и в корне с чередованием.
Слайд 8Избирать
замирать
отдирать
расстилать
— изберут
— замер
— отдеру
— расстелю
(несов.вид)
(несов.вид)
(несов.вид)
(несов.вид)
(совер.вид)
(совер.вид)
(совер.вид)
(совер.вид)
Слайд 9Запишите видовые пары так, чтобы в корне надо было вставлять
то букву е, то букву и.
Соб…рёшься –
Выж…чь –
Зап…реть –
Расст…лается –
Бл…стеть
–
Уд…рёшь –
Ум…реть –
Прот…рать –
Слайд 10Грамматические задачи для тренировки.
Задача 1. Запишем корни:
-мир- — -мер-; -бир-
— -бер-; -пир- — -пер-;
-дир- — -дер-; -тир- — -тер-.
Какой суффикс в глаголах с такими корнями?
Допишем к первому корню в паре -а-, ко второму-е-. Подчеркнем сочетание «ира».
Есть ли ярко выраженное смысловое значение у этих корней?
Что, например, означают корни -дер-, -бер-, -тер-?
(Лексическое значение появляется, когда корень «работает» вместе с приставкой и суффиксом!)
Слайд 11Задача 2.
Поможем Незнайке. Проверим, правильно ли он записал слова?
ВытирЕть,
отперАть,
задирАл,
придирЁтся,
вымерЛи,
пробирАться,
прибирУ,
удирУ,
удирАть,
вытирАть
Слайд 12Задача 3. Пунктуационно - орфографический практикум
Из сказок Паустовского
Милиционер протянул девочке варежку,
в которой был воробей
Пашка: «Берите.
С варежкой! А то удерет».
Подчеркните «ошибкоопасные» места, которые вы держите на контроле.
Ворона хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала.
Разберите по составу последнее слово и .
сделайте вывод о том, как суффикс
«командует» гласным корня.
Слайд 13 Задача 4. Какое слово «лишнее»?
Помирились,
умереть, умирали
Помирились- мир
Вывод:
корень проверяется гласным в сильной позиции, так как -мир- в первом слове имеет ярко выраженное лексическое значение и проверяется однокоренным словом: мирный процесс.
В двух других словах -мер- и -мир- чередуются.
Слайд 14Задача 5. Суффикс -а- продолжает командовать!
Бл...стАть — бл...стеть,
расст...лАть — расст..лить,
разж...гАть — разж..г,
рассч...тАл — расч...тливый.
Слайд 15Задача 6.Помогите расшифровать записку Незнайки.
Вставьте буквы и пропущенные знаки.
Сердце зам…рает от восторга при виде чудесной картины
природы. За селом расст…лается гладкое зеркало большого озера и низко от него над лугами ст…лется туман. Трудно проб…раться сквозь густые зар…сли кустов. Но вот скоро забл…стит солнце на небе исчезнет туман.
Слайд 16
Сердце замирает от восторга при виде чудесной
картины природы. За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и
низко от него над лугами стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестит солнце на небе, исчезнет туман.
Слайд 17Из каких произведений А. С. Пушкина взяты отрывки? Выпишите слова,
в которых гласный корня чередующийся.
На девичник собираясь,
Вот царица,
наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним.
…Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрёхонек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь, а Балда братца гладит.
Фарлаф с боязнию глядит;
В тумане ведьма исчезает,
В нем сердце замерло, дрожит…
Слайд 19Итог урока:
С какими новыми орфограммами мы работали?
Что оказалось трудным?
Какой
всесильный суффикс любит командовать корнями?
Слайд 20Домашнее задание:
выучить наизусть правило о написании корней с чередованием
е — и, стр. 140;
2) упражнение 930 ;
3)
составить устное высказывание по упражнению 931;
4)найдите в сказках А.С.Пушкина
2-3 предложения, в которых
встречаются слова с изученной
орфограммой.