Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА
1. познакомить учащихся с частью слова – приставкой; с
его ролью ( образование слова); с его местом в слове
(перед корнем).
2. развивать умения образовать новые слова при помощи приставки.
3. Воспитание нравственных качеств, эстетических вкусов
Слайд 3Домашнее задание
Что такое суффикс?
Суффикс - это часть слова ,которая стоит
после корня и служит для образования новых слов.
ЁЖ-ЁЖИК, ЕЖОНОК
БЕЛЫЙ –БЕЛЕНЬКИЙ.
Слайд 4Упражнение 159
Образуйте слова, используя суффиксы –ок или
-ик. Напишите их.
Выделите суффиксы значком .
Сравните слова без суффикса и
с суффиксом. Как изменился смысл слова?
Дуб – дубок, ветер - …, гриб - …, лист - …, лес - …, куст - …, сад - …, дождь - … .
Дуб – дубок, ветер – ветерок, гриб – грибок, лист –
листик, лес – лесок, куст – кустик, сад – садик ,
дождь– дождик.
ПРИСТАВКА
Приставка –
это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Например: гулять- погулять, учить - обучить, ходить-входить, дать- передать.
Приставка - это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня.
Например: вошёл, вышел, написал, отклеил, пришкольный.
Двадцать третье ноября
Классная работа
Слайд 6Упражнение 163. Послушайте текст. Подумайте, почему автор так озаглавил его?
Не только радость, но и обязанность…
Наверное ,очень многие хотят иметь собаку . Но держат её далеко не все. И не только потому , что иногда не позволяют условия.
Собака – это не только радость , но и забота, обязанность , необходимость чем-то поступиться . Её надо выводить гулять. Значит ,нужно вставать на час раньше , чтобы не опоздать в школу . Надо вывести и днём – ведь она живое существо . А если в это время захочется пойти в кино , на стадион?
Собаку надо обучать… И не день , не два –годы . Многие не выдерживают… Отдают , продают , выбрасывают. На дождь ,на мороз. Тощие , злые, с потухшими глазами бродят собаки по дворам , по пустырям. Кто-то обрёк их на это , у кого не дрогнула рука , не дрогнуло сердце.
Как вы понимаете выражения : не дрогнула рука , не дрогнуло сердце?
Вы согласны с автором , что иметь собаку – не только радость , но и забота?
О какой радости и о каких обязанностях рассказывает автор?
Слайд 7Упражнение 164
Сравните по смыслу и по составу данные глаголы. Какой
частью слова они различаются: перед корнем или после корня?
Выводить-обводить,
заводить-проводить,
отводить-проводить.
Слайд 8Упражнение165
Прочитайте рассказ девочки. Определите тему рассказа . Составьте вопросы к
тексту. Опираясь на вопросы , перескажите текст . Выпишите из
текста слова с приставками. Переведите их на родной язык. Запомните : в казахском языке нет приставок.
Как Егор Фёдора выручил.
Как всегда, вечером вынесла я ужин Егору – так мою собаку зовут. Смотрю , Егор почему-то в свою конуру никак не идёт. Заглянула туда , а там устроился кот Фёдор , которого я перед сном погулять выпустила.
Утром повторилось то же самое – снова Фёдор к Егору в гости забрался. И я никак не могла его от этого отучить. А через два дня увидела , что Егор совсем не сердится и они подружились.
Однажды на Фёдора напали наши мальчишки и стали бросать в него камешки. Я только хотела выйти отогнать обидчиков , но вдруг выскочил Егор и начал лаять на мальчишек. Они убежали и с тех пор больше Фёдора не трогают.
Слайд 9
Вопросы к тексту:
Как зовут мою собаку ?
Когда я
вынесу ужин Егору?
Почему Егор никак не идёт в свою
конуру?
Кто устроился там?
Утром повторилось что?
Через два дня увидела что?
Однажды что произошло?
Кто защитил Фёдора?
С тех пор что происходит?
Слайд 10Упражнение 166
Образуйте слова с помощью данных приставок. Напишите их в
два столбика: в 1-й – со значением приближения, во 2-ой
– со значением удаления.
Под- ползти при- нести
нести тащить
От- гонять у- бежать
плыть ходить
Слайд 11Упражнение 168
Спишите однокоренные слова. Объясните их значение. Выделите приставку и
корень.
Учить, учёба, учёный, выучить, доучить, заучить, изучить, научить, недоучить, обучить,
отучить, переучить, поучать, подучить, приучить, разучить.
Слайд 12Упражнение 169
Сравните значение данных глаголов. Укажите приставку. Найдите антонимы.
Вышел –
пришел ,уехал – приехал, привёз – отвёз, гонял – отгонял,
смотрел – посмотрел, сказал – рассказал.
Слайд 13Cегодня мы с вами познакомились с какой частью слова,
ребята
?
Для чего служит приставка?
Где стоит приставке в слове?
(комментирование оценок)
Слайд 14До свидания ребята!
Вы очень хорошо потрудились.
Я рада за вас!
Домашнее
задание!
Записывайте:
выучить правила
Упражнение 167.стр.72