Слайд 1
Приёмы использования текстов разных жанров и стилей и творческих заданий
к ним как средство формирования языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой
компетенции и активного овладения познавательными, коммуникативными, регулятивными учебными действиями
Слайд 2Синквейн
1 строка – существительное. Это и есть тема синквейна.
2
строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3 строка –
три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4 строка – целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого характеризуется тема в целом, высказывается отношение к теме.
5 строка – слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение к теме.
Слайд 3
Диктанты – средство формирования ведущих компетенций учащихся
Слайд 4
ФГОС
личностно ориентированный подход
в обучении
система взаимосвязанных компетенций
Слайд 5Компетенция
общая способность и готовность личности ученика к деятельности, основанной
на приобретённых знаниях и опыте, полученных в процессе обучения и
направленных на её успешное включение в деятельность.
Слайд 6Компетентностный
подход
изменение ориентиров в учебном процессе, их смещение от передачи
обучающимся определённой суммы знаний к овладению ими способностями к активному
действию.
Слайд 7Смена образовательной
парадигмы
поиск таких подходов и методов обучения учащихся, при
которых они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных
ситуациях;
учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и сама становится предметом усвоения.
Слайд 8Несоответствие
в преподавании
школьного курса русского языка
преимущественно объёмные письменные работы
усвоение
норм русского языка происходит одновременно с постоянным применением его в
живой речи, в условиях непосредственного общения
Слайд 9Доминирующая идея
программы
по русскому языку по ФГОС
активизация учебного процесса,
интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся
процесс комплексного формирования и развития
обозначенных в стандарте образования компетенций: языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой
Слайд 10Языковая
и лингвистическая
компетенция
реализуется в процессе формирования у обучающихся научно-лингвистического
мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве
и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, это знания обучающихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка
Слайд 11Коммуникативная
компетенция
овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной
и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных
сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся
Слайд 12Культуроведческая
компетенция
осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка
и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского
речевого этикета, культурой межнационального общения
Слайд 13
списывание
запись под диктовку
письменный пересказ, передача текста содержания образцового
(изложение)
самостоятельное сочинение
Слайд 14Достоинства
диктанта
возможность предъявления образцового по стилю текста или отдельных предложений
с одновременной отработкой написания орфограмм в словах и постановкой знаков
препинания;
универсальность по сфере применения;
методика проста и понятна;
не требует дополнительных навыков и времени для подготовки учащихся;
не является специфичным для русского языка видом работы;
выполняет функцию тренингового упражнения.
Слайд 15Классификация
диктантов
М.Т. Баранов
Т.А. Ладыженская
Л.П. Федоренко
М.В. Ушакова
Г.К. Лидман-Орлова
Слайд 16Основания
для выделения
групп диктантов
Кто производит диктовку?
Что представляет собой диктуемый
материал?
С какой целью предлагается ученикам диктант? Когда, на каком этапе
изучения темы он используется?
Как воспринимают материал ученики?
В чём особенность подачи диктуемого материала и организации диктанта?
Каким образом фиксируется диктуемый материал учениками?
Используется ли какое-либо дидактическое средство?
Предлагается ли выполнить дополнительное грамматическоезадание?