Слайд 1Занимательная грамматика
Составитель Маскина Н.С.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №107
Слайд 3Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы
в русском алфавите, получилось 1, 15, 5, 18, 6, 11.
Напиши имя мальчика.
Слайд 4Напиши названия пяти дней, расположенных подряд, но так, чтобы в
их названиях не встретилась буква И.
Слайд 5Ответ
Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра
Слайд 6Прежде, чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3
со 100ла.
Расшифруй слова и запиши получившееся предложение:
Слайд 7Найдите словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении:
Жар солнца
– жар чувств
Каменное здание – каменное сердце
Строить планы – строить
мост
Что они обозначают?
Слайд 8
мокрая курица
засучив рукава
спустя рукава
глаза мозолить
кот наплакал
Раскройте
значение данных фразеологизмов.
Слайд 9Расставьте в алфавитном
порядке слова.
Метр, километр, сантиметр, яблоня,
яблоко, яблочный, кинотеатр, кинофильм, кинопрокат, кинолента, киноактер, киносъемки, кинофабрика, кинорежиссер.
Слайд 10Ответ:
Километр
Киноактер
Кинолента
Кинопрокат
Кинорежиссер
Киносъемка
Кинотеатр
Кинофабрика
Кинофильм
Метр
Сантиметр
Яблоко
Яблоня
яблочный
Слайд 11Определите, в чем ошибка.
Ученик написал в сочинении: Когда Дубровский убил
медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него
шкуру.
Слайд 12Укажите, сколько раз встречается мягкий звук [з`] в предложении
Зина обратилась
с просьбой к Лизе
Слайд 13В этом предложении одна буква не соответствует своему произношению. Найдите
ее.
Труд кормит, а лень портит
Слайд 14Объясните, как написать частицу в помещенных ниже предложениях.
Это был (не)обычный,
рядовой концерт.
Это был (не)обычный, особенный концерт.
Слайд 15Укажите, какие из следующих пар слов являются словами однокоренными и
какие – словами разных корней.
Подлить – продлить,
затрубить – отрубить,
виноватый – извиняться,
слеза – слезать
Слайд 16Определите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова.
Человек! – Это
великолепно,
это звучит гордо.
Слайд 17Сравните два предложения и определите, в каком из двух случаев
выстрел получился нечаянно.
Мальчик натянул рогатку и выстрелил.
Мальчик натягивал рогатку и
выстрелил.
Слайд 18Если враги окружают отряд, то можно сказать: отряд, окружаемый врагами,
а если деревья окружают дом, то нельзя сказать: дом, окружаемый
деревьями. Объясните, почему
Слайд 19В следующих примерах найдите подлежащие и дополнения; докажите правильность разбора.
День
сменил ночь.
День сменила ночь.
Слайд 20Какая разница в строении и в смысле следующих предложений?
На
заседании рассматривались заявления рабочих, поступивших за последний месяц.
На заседании
рассматривались заявления рабочих, поступившие за последний месяц
Слайд 21Выделите предложения, совершенно ясные по смыслу, и предложения неясные (двусмысленные).
И
внезапно вскрикнул ужаленный князь.
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
И вскрикнул ужаленный
внезапно князь.
Слайд 22Сравните пары предложений и выясните различия. Укажите, где подлежащее и
где сказуемое в них.
Хозяйка Настасья Петровна была очень хорошая.
Хозяйкой Настасья
Петровна была очень хорошей.
Слайд 23Какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков
препинания
В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.
Рябчики говорят: охотники
любят дремать на деревьях
Слайд 24Какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков
препинания
Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала
подругу.
Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.
Слайд 25Расставьте правильно знаки препинания в предложениях, помещенных ниже.
Миша часто сидел
в библиотеке перелистывая журналы и делал заметки.
Миша часто сидел
в библиотеке перелистывал журналы и делал заметки.
Слайд 26Назовите словосочетания с наречиями
За окном увлеченно кричали мальчишки.
Солнце светило, очень сильно пахло сиренью. Меня тянуло выпрыгнуть в
окно и побежать к ребятам. Но на столе разбросанно лежали мои учебники. Они были изорванные, залитые чернилами,
грязные и ужасно скучные.
Слайд 27Лингвистическая задача
РАССЕЯННО или РАССЕЯНО ?
Слайд 28Ответ
Войско РАССЕЯНО (краткое причастие)
Слушал РАССЕЯННО (наречие, образованное от прилагательного рассеянный)
Слайд 29Метаграмма – это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя
один звук (букву) другим
С к я в школе на стене,
Горы, реки
есть на мне.
С п – от вас не утаю –
Тоже в классе я стою.
Слайд 30Почему пять – числительное,
а пятый - нет?
Слайд 31Какого цвета платье у графини?
«Наташа ехала на первый большой бал
в своей жизни... Все силы её с самого утра были
устремлены на то, чтоб они все: она, мама, Соня – были одеты как нельзя лучше. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых
шёлковых чехлах, с розанами в
корсаже».
Слайд 32Ответ
«Масака, массака, нескл. прил. (иностр.). О цвете: темно-красный с
синеватым отливом, иссиня-малиновый. Два шёлковые платья... окрашены в масака цвет. Лесков».
Слайд 33Найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее.
Яблоко
груша
слива
персик
абрикос