Слайд 1
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
« Здоровье –
не всё,
но всё без здоровья – ничто»
Сократ
Подготовила Сычёва Ирина Васильевна
Слайд 2
Считается, что здоровье человека
в норме, если:
1) в физическом плане – человек умеет
преодолевать усталость, справляется с учебной нагрузкой;
2) в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности; наблюдательность, воображение, самообучаемость;
3) в нравственном плане – честен, самокритичен, умеет сопереживать;
4) в социальном плане – коммуникабелен;
5) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Слайд 3
. Принципы здоровья:
Физическое здоровье -
«я могу»:
Психическое - «я хочу»;
Эмоциональное - «я
умею»;
Интеллектуальное - «я знаю»;
Социальное - «я нужен»;
Духовное - «я способен»;
Нравственное - «я должен»;
Слайд 4Правильная организация учебной деятельности:
строгая дозировка учебной нагрузки;
построение урока с учётом
работоспособности учащихся;
соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая
освещённость, чистота);
благоприятный эмоциональный настрой;
проведение физкультминуток и динамических упражнений.
Слайд 5Организация урока
Подготовительная (1-3 минуты)
- чтобы создать благоприятный настрой необходимо сказать
несколько добрых слов классу;
- чтобы успокоить перевозбужденный класс можно
провести упражнения на «выдох»: «Надувание воздушного шарика», «Сдувать пушинку с ладони»
- чтобы «разбудить» вялый класс провести упражнения на «вдох»: «Нюхать что – то приятное» и т.д.
- если ребята приходят уставшие, после предыдущих уроков, можно провести гимнастику для снятия усталости: поднимите плечи, разверните и отпустите их. Сделайте так несколько раз.
- чтобы взбодриться сделаем следующие упражнения:
* сложите ладони перед грудью, быстро-быстро потрите друг о дружку (это упражнение способствует поднятию энергии и работы всех внутренних органов, так как на ладонях находится много биологически активных зон и точек).
Слайд 6 Основная (30-35 минут)
Количество видов учебной деятельности
Чередование видов преподавания
Наличие и
место методов, способствующих активизации
Место и длительность применения ТСО
Поза учащегося, чередование
позы
Наличие, место, содержание и продолжительность
на уроке моментов оздоровления
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке
Психологический климат на уроке
Эмоциональные разрядки на уроке
Момент наступления утомления и снижения учебной
активности
Основная (30-35 минут)
- На уроках
полезно использовать упражнения, содержащие сведения о здоровом образе жизни, которые смогли бы заинтересовать учащихся ценить, уважать и беречь свое здоровье;
Исходя из динамики работоспособности на уроке, нужно выбрать правильное время для физ. пауз и провести упражнения;
- Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.
Для разминок и упражнений глаз можно использовать игровые элементы урока, включающие двигательную активность. Например:
* карточки с заданиями в разных точках класса, дети должны найти их и использовать в своей работе;
* «собрать» условие, которое по частям находится вокруг них, совершая повороты головы, туловища, что повышает не только физическую активность детей на уроках, но и эффективность учебно-познавательного процесса;
* смена динамических поз: в течении урока менять позу детей (сидя-стоя).
- Помогая ребёнку, подходите к нему сбоку и не садитесь за последнюю парту во время самостоятельной работы.
Слайд 8 Работа в парах, в группах, как на местах, так
и у доски.
Хорошие результаты во всех классах дает хоровое
проговаривание.
Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения.
При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала.
наглядный материал – схемы и таблицы на доске, рисунки и схемы на экране, плакаты и таблицы на стенах.
Слайд 9 Заключительная (2-
3 минуты)
Подведение итогов, объяснение домашнего задания, ответы на вопросы -
урок надо завершить спокойно.
Учащиеся должны иметь возможность задать учителю вопросы, учитель прокомментировать задание, учитель и учащиеся попрощаться друг с другом.
Слайд 10Упражнения для физкультминуток выполняют важные функции:
1. Они снижают уровень напряжения
и дают возможность ученикам расслабиться.
2. Они делают процесс обучения более
эффективным, поскольку активизируют все важнейшие системы человеческого организма.
3. Они создают обстановку доверия и доброжелательности.
Слайд 11Движение глазами
Это упражнение придаст глазам больше силы:
• Вы должны двигать
только глазами.
Держите голову прямо, поднимите глаза максимально вверх,
попытайтесь
даже смотреть над головой. Потом опустите взгляд
как можно ниже, как будто вы хотите рассмотреть свой подбородок.
Сделайте так пару раз. Теперь быстро посмотрите вправо,
Попытайтесь увидеть пространство за своим правым ухом,
потом также быстро переведите взгляд влево и попытайтесь
заглянуть за левое ухо. Сделайте так пару раз, двигая глазами
довольно быстро.
• Теперь вы должны сделать круговые движения глазами.
Сделайте так три раза. Дайте глазам отдых – закройте их и
пару раз глубоко вдохните. Затем вы должны снова двигать
глазами по кругу, но в другую сторону. Снова дайте глазам
отдохнуть, закройте их и трижды глубоко вдохните. И под конец
представьте себе, что вы видите перед собой лежащую восьмерку.
Слайд 13 Расслабление глаз
Это упражнение ослабляет напряжение, расслабляет
глазные нервы, а
в некоторой степени успокаивает ум:
• Разогреваем руки, потерев одну ладонь
о другую.
Делаем это до тех пор, пока руки не станут теплыми.
Теперь нужно облокотиться на стол перед собой, сложить
пальцы обеих рук в два полушария и мягко прикрыть
ими глаза. Почувствуйте, как приятны для глаз тепло
и темнота. Можно усилить это чувство, сделав при
этом пару глубоких вдохов. Представьте себе, что при
вдохе наполняются не только легкие, но и глаза свежим
кислородом, что делает их более свежими и сильными.
Слайд 14“Раскрашивание”
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой
белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом:
например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Подобные упражнения для глаз
не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Слайд 15Звезды с небес
Это упражнение расслабляет руки, плечи и позвоночник и,
кроме того, улучшает дыхание.
• Встаньте, поставьте ноги врозь на ширину
плеч.
Поднимите руки высоко над головой и вытягивайте их
все выше вверх. Сначала можно свою правую руку сделать
совсем длиной, как если бы хотелось достать с неба звездочку.
Потом позволить правой стороне расслабиться и вытянуть
вверх левую руку. При этом представьте себе, что хотите схватить
с неба звездочку «одной левой». Почувствуйте, как удлиняется
верхняя часть тела, плечи, руки, пальцы.
Сделайте так еще пару раз, доставайте с неба звездочки
попеременно правой и левой рукой.
При этом равномерно глубоко дышите.
Слайд 16Сильные руки
Эти простые упражнения снимают напряжения рук и спины.
• Кисти
рук сжали в кулачки, покрутили запястья, разжали.
Повторите это упражнение
несколько раз.
• Обхватите руками край стула, на котором сидите,
обопритесь на него и теперь как можно сильнее потяните
на себя стул так, как если бы вам хотелось приподняться
от пола вместе со стулом. Затем расслабленно опустите руки
вдоль тела. При этом сделайте глубокий вдох и мысленный выдох.
Отдохните мгновенье и повторите все еще два раза.
Слайд 17Источник энергии
Это классическое упражнение. Оно расслабляет затылочную
и плечевую мускулатуру
и улучшает дыхание. В головной мозг
поступает много кислорода, за
счет чего улучшается еще и
слух и зрение.
• Положите руки на стол перед собой. Выдохните и позвольте
своей голове медленно опуститься вниз. Почувствуйте,
мускулы вашего затылка растянулись, полностью расслабьте плечи.
Теперь снова медленно поднимите голову и при этом сделайте вдох.
Дайте голове полностью откинуться назад, пока вам не покажется,
что ваша грудная клетка распахнулась и наполнилась воздухом.
Когда вы снова будете выдыхать, делайте это медленно и снова
опустите голову вниз, пока подбородок вновь не ляжет на грудь.
Подарите себе три таких особенных освежающих вдоха.
Слайд 18Расслабление ног
Это упражнение активизирует кровообращение ног.
• Сядьте поудобнее, облокотитесь на
спинку стула,
вытяните перед собой ноги, вытяните на себя стопы.
Почувствуйте, как растягиваются икроножные мышцы.
• Теперь покрутите стопами сначала в одну сторону,
затем в другую.
Слайд 19Психическое расслабление через
воображение и мысли образы
• Представьте себе, как
вы мысленно купаетесь в солнечных
лучах, вдыхаете свежий воздух. Вспомните
приятные или
смешные случаи и т.д.
В случае даже незначительных успехов целесообразно
похвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!»,
«Здорово получилось!». Надо находить возможность хвалить
себя в течение дня не менее 3-5 раз.
Слайд 20Личностно-ориентировнное обучение
Педагогика сотрудничества
Технологии развивающего обучения
Уровневая дифференциация
Технология психологического сопровождения
Технология раскрепощенного развития
детей
Технологии здоровьесбережения
Слайд 21
Хочешь быть счастлив один день
сходи в гости,
Хочешь быть счастлив неделю
-женись,
Хочешь быть счастлив месяц
купи себе машину,
Хочешь быть счастлив всю
жизнь
- Береги здоровье!
Слайд 22
Будьте здоровы и счастливы
всю жизнь!!!