Слайд 1Знаки препинания в простом осложненном предложении
Рахмясова Илида Ильдусовна, учитель русского
языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г.Норильска.
2016
Слайд 2Цели урока:
Систематизировать знания по пунктуации при обобщающих словах в
простом осложненном предложении.
Повторить морфологический разбор имени существительного.
Повторить синтаксический разбор простого
осложненного предложения.
Слайд 3Словарная работа.
Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы:
Серебрян..ый, ра(с/з)пушить, ин..й, сн..гирь, забл..стеть,
студён..ый, брил..иантовый, ис..иня(седой), снег..пад, пр..зрачный, пр..утихнуть, запорошен..ый.
Слайд 4Проверка
Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы:
Серебряный, распушить, иней, снегирь, заблестеть, студёный,
бриллиантовый, иссиня-седой, снегопад, прозрачный, приутихнуть, запорошенный.
Слайд 6Расставьте знаки препинания, начертите схемы предложений
Во дворах в садах³ и
на крышах домов всюду снег лежал белым покрывалом.
Пр..шла долг..жда(н/нн)ая зима
и укутала всё вокруг покосившийся² домик кривую ель пустые поля.
Лесные звери³ зайцы лисы волки пр(и/е)таились во время вьюги.
Слайд 7Проверка
Во дворах, в садах³ и на крышах домов – всюду
снег лежал белым покрывалом.
Пришла долгожданная зима и укутала всё вокруг:
покосившийся² домик, кривую ель, пустые поля.
Лесные звери³: зайцы, лисы, волки – притаились во время вьюги.
Слайд 8Микровыводы:
Знаки препинания при обобщающих словах
[,, - ].
[:,,].
[:,,-...].
Слайд 9Микровыводы:
В роли обобщающих слов выступают:
1) местоимения и местоимённые наречия:
все, всегда, везде, всюду, никуда, нигде и т. д.:
Все:
лицо, походка, взгляд, голос — все вдруг изменилось в ней. (Л. Толстой.)
2) другие части речи, а также цельные словосочетания и фразеологизмы:
Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик. (В. Короленко.)
Слайд 10Морфологический разбор имени существительного:
1. в садах – сущ., начальная форма–
сад
2. Постоянные признаки:
-нарицательное,
-неодушевленное,
-конкретное,
-мужского рода,
-2 склонения.
Непостоянные признаки: П.п.,
мн.ч.
3. лежал (где ?) в садах
Слайд 11Морфологический разбор имени существительного:
1. звери – сущ., начальная форма –
зверь
2. Постоянные признаки:
-нарицательное,
-одушевленное,
-собирательное,
-мужского рода,
-2 склонения.
Непостоянные признаки: И.п.,
мн.ч.
3. звери притаились
Слайд 16NB! На заметку!
[, а именно:,,].
как-то
то есть
например
Хорь понимал действительность, то
есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и прочими властями (И. Тургенев)
[─ , то есть: ,, и ].
Слайд 17NB!
[,, - одним словом, ].
словом
иначе говоря
Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду чувствовалось приближение осени (И.Бунин).
[,, - словом, ═ ─ ].
Слайд 18Замерзшие сосульки ветки деревьев иголоч..ки сосны иными словами все в
жемчужном ин..е.
Зимой к лесной столовой пр..летали и птицы а именно
синицы воробьи и сороки (синт.разбор).
Ни метель ни снег бьющий в лицо ни студён..ый ветер словом ничто (не) могло помешать нашему пут(е/и)шествию (синт.разбор).
Вставьте пропущенные знаки препинания и буквы, начертите схемы предложений:
Слайд 19Замерзшие сосульки, ветки деревьев, иголочки сосны – иными словами, все
в жемчужном инее.
Зимой к лесной столовой прилетали и птицы, а
именно: синицы, воробьи и сороки.
Ни метель, ни снег, бьющий в лицо, ни студёный ветер – словом, ничто не могло помешать нашему путешествию.
Проверка
Слайд 20Синтаксический разбор
Зимой к лесной столовой прилетали и птицы, а
именно: синицы, коростели, воробьи и сороки. (Повеств., невоскл., ПП, двусост.,
распр., полное, осложнено однор.подлежащими).
Ни метель, ни снег, бьющий в лицо, ни студёный ветер – словом, ничто не могло помешать нашему путешествию.
(Повеств., невоскл., ПП, двусост., распр., полное, осложнено однор.подлежащими, ввод.словом, обособл.,соглас.,распр.определением, выраженным причастным оборотом)
Слайд 21Вывод:
- если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то…
- если
обобщающее слово стоит после однородных членов, то…
- если однородные члены
занимают место в середине предложения, так что обобщающее слово предшествует им, а после них предложение продолжается, то…
Слайд 22Напишите сочинение-миниатюру на тему «Зима»
Слайд 24Итог урока:
Обобщающими называются слова, которые объединяют однородные члены предложения в
одну смысловую группу. Они являются теми же членами предложения, что
и однородные члены.
В роли обобщающих слов часто выступают местоимения и местоименные наречия: все, никто, ничто, везде, всюду, нигде, никогда.
Обобщающие слова могут быть выражены словосочетаниями и фразеологизмами.
Слайд 25Знаки препинания при обобщающих словах
[,, - ].
[:,,].
[:,,-...].
[, а именно:,,].
[,, -
словом, ═ ─ ].
Слайд 26Домашнее задание
1) Написать сочинение-миниатюру на тему «Зима».
2) *****Составить тест на
тему «Пунктуация при обобщающих словах в предложениях с однородными членами»
(10 вопросов).
Слайд 27Задание № 3
Запишите текст, ставя слова в скобках в том
же падеже, что и обобщающие слова. Расставьте знаки препинания.
Общение с
окружающим миром (природа, искусство, живые люди) обогащает и облагораживает человека. Общение необходимо всем (и молодые, и пожилые, и дети). Без контактов без встреч и впечатлений невозможно не только ощущать радость но и существовать вообще.
(С.Бардин)
Слайд 28Проверяем
Общение с окружающим миром: природой, искусством, живыми людьми - обогащает
и облагораживает человека.
Общение необходимо всем: и молодым, и пожилым, и детям. Без контактов, без встреч и впечатлений невозможно не только ощущать радость, но и существовать вообще. (С.Бардин)
Слайд 29Задание № 4
По данным схемам составьте предложения на тему «Зимний
лес»
[O, O].
[O и O].
[O: O и O, O и O].
[─ ═ не только O, но и O].
[═ и О, и О, и О].
Слайд 30Тест
1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки
препинания не расставлены).
А. Распоряжения его всегда были быстры точны отчётливы.
Б.
Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко.
В. Подушка эта была мягкая теплая битком набитая снами.
Г. В мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.
2. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.
А. Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни прогулку.
Б. На деревьях, стогах, домах – везде лежал снег.
В. Всё: деревья, трава, песок и даже одежда подёрнулось инеем.
Г. Юные деревья ель и сосна, клён и вяз – все растут дружно.
Д. Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.
Е. Лесная ягода: малина и земляника – раньше всех поспевает на полянах.
Слайд 32Вывод:
- если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то…
- если
обобщающее слово стоит после однородных членов, то…
- если однородные члены
занимают место в середине предложения, так что обобщающее слово предшествует им, а после них предложение продолжается, то…
Слайд 33Итог урока:
Обобщающими называются слова, которые объединяют однородные члены предложения в
одну смысловую группу. Они являются теми же членами предложения, что
и однородные члены.
В роли обобщающих слов часто выступают местоимения и местоименные наречия: все, никто, ничто, везде, всюду, нигде, никогда.
Обобщающие слова могут быть выражены словосочетаниями и фразеологизмами.
Слайд 34Домашнее задание
1) Выполнить упражнение… на странице…
2) В текстах художественной литературы
найти предложения с обобщающими словами при однородных членах, выписать 5-7
предложений и начертить их схемы.
3) *****Составить тест на тему «Пунктуация в предложениях с однородными членами» (10 вопросов).