Слайд 1Русецкая М.А.
Городские педчтения
Обнинск
28.03.2013
НРАВСТВЕННАЯ
РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 2ЭПИГРАФ
«Имея дело с проблемой прогрессирующей
нравственной деградации
части общества, мы стоим не только перед задачей улучшения морального климата, но и перед вопросом национального выживания…» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии XXI Международных Рождественских образовательных чтений в январе 2010г.
Слайд 3ВОСПИТАНИЕ – часть обучения?
Слайд 4ВОСПИТАНИЕ – итог образования?
Слайд 52002 г.
усилиями трех министерств РФ – по делам печати, телерадиовещания
и средств массовой коммуникации, образования и культуры была разработана межведомственная
федеральная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи» (2003-2007 гг.).
Слайд 62008г.
В Госдуме был рассмотрен целый пакет из 16 федеральных законов,
направленных на защиту нравственности подрастающего поколения и долгосрочный (2008-2015гг.) проект
«Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и защиты нравственности в РФ».
Слайд 7Духовно-нравственные деформации в детской и подростковой среде
находятся вне контроля российского
государства и общества,
что серьезно угрожает национальной безопасности России.
Слайд 82009г.
издана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Данилюк
А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.), которая стала методологической новых образовательных
стандартов.
Слайд 9Концепция воспитания гражданина России
определяет
национальный воспитательный идеал (госзаказ на воспитание
нового гражданина России),
систему базовых национальных ценностей
и условия их
реализации.
Слайд 10Модель выпускника школы
«нравственный,
ответственный,
инициативный
и компетентный гражданин России».
Слайд 1112.12.2012г. Президентское Послание к Федеральному собранию
В.В. Путин в обозначил новый
вектор развития России –
духовно-нравственный.
Слайд 12Национальный воспитательный идеал
и высшая цель нынешнего школьного образования —
гражданин и патриот
(так называемая «российская идентичность»).
Слайд 13ОРКСЭ и воспитательные цели
Цель курса: формирование у обучающегося мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Слайд 14Одна из главных задач ОРКСЭ
научение детей нравственной рефлексии
Слайд 15Рефле́ксия
(от лат. reflexio — обращение назад)
это перенос внимания
человека на самого себя
и на своё сознание,
на продукты
собственной активности.
Это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.
Слайд 16Новообразование младшего школьного возраста
Рефлексия традиционно относится к важнейшим новообразованиям младшего
школьного возраста наряду с
развитием мышления,
познавательного интереса,
произвольности поведения.
Слайд 17Нравственная рефле́ксия
анализ самого себя с точки зрения должного.
ЧТО ТАКОЕ
ДОЛЖНОЕ?
ОПК – заповеди Божии
СЭ - принятое большинством людей
ОРКСЭ –
заказ государства
Слайд 18Компоненты нравственной рефле́ксии (и этапы):
1) знания (нравственные представления и понятия);
2) чувства - внутреннее переживание, работа души - сердца, разума
и воли, воспитание
стремления к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию;
3) поступки – выполнение нравственных упражнений (совершение нравственного выбора в определенной предложенной ситуации);
4) деятельность – постепенное накопление собственного социального опыта
Слайд 19Схема воспитания
(учитель истории А.В.Елисов)
Слайд 20ПОКАЗАТЕЛИ ВОСПИТАННОСТИ
Нравственная рефлексия наряду с
адекватной
самооценкой,
высоким уровнем развития эмпатии являются показателями воспитанности учащегося
Слайд 21Осознание своего эмоционального состояния
умения прислушаться к себе,
называть свои состояния
и настроения,
понимать свои качества и свои достоинства,
сильные и
слабые стороны
Сопутствующая задача - обогащение словаря школьников соответствующей лексикой для ведения таких разговоров,
в этом может помочь «Словарик Мисс Эмоции» или можно использовать Словарь настроений О.А.Лисовской
Слайд 22УМЕНИЯ нравственной рефлексии (НР)
чувство ответственности за последствия своих поступков, попытки
их продумать;
умение чувствовать нравственную красоту и уродство (критерии различения
добра и зла);
воспитание социальных и нравственных чувств - доброжелательного отношения к сверстникам, уважительного отношения к взрослым, умения терпеливо выслушивать друг друга (начальные толерантные умения);
Слайд 23УМЕНИЯ в НР
постепенное формирование нравственной позиции через демонстрацию (в нашем
случае – высказывание) своей точки зрения;
развитие желания действовать сообразно
полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствования;
Слайд 24УМЕНИЯ в НР
позитивное отношение к обычаям и традициям своей семьи,
своего народа;
умение слушать и слышать, смотреть и видеть («Самого главного
глазами не увидишь»), осознавать и делать выводы;
умение встать на позицию других людей, чтобы постараться их понять (эмпатия);
позитивный эмоциональный опыт принятия нравственно-ответственных решений…
Слайд 25Приемы рефлексии
«Светофор» или «Термометр удовлетворен-ности»
Слайд 26Приемы рефлексии
Выбери предложение и продолжи его: «Я уже знал....»,
«Я узнал...»,
«Мне было интересно на уроке, потому что…»;
…
Слайд 27Приемы рефлексии
Каким было общение на уроке? Выбери:
Слайд 28Приемы рефлексии
Более 50 приемов описаны в статье О.А.Костылевой «Приемы рефлексии
на уроке».
Слайд 29Приемы нравственной рефлексии
Использование «Золотого правила нравственности»:
«Как бы ты хотел,
чтобы поступили с тобой в подобной ситуации?»
Золотое правило нравственности
Слайд 30Не делай другим того, чего бы ты не хотел, чтобы
сделали тебе
Золотое правило нравственности
Слайд 31Приемы нравственной рефлексии
Прием «царский путь»
=«и нашим и вашим»)
–
поиск и нахождение решения,
утраивающее обе конфликтные стороны,
но
без нарушения нравственных норм
Слайд 32Приемы нравственной рефлексии
Высказывание своей т.з.
Это могут быть и
просто ответы на проблемные вопросы (вслух и письменно).
Обсуждение какой-либо
проблемы
Слайд 33Приемы нравственной рефлексии
Личностно-значимые вопросы,
к примеру,
«Задай свой вопрос
по теме»
Слайд 34Приемы нравственной рефлексии
«Заявление о ценностях»
(некоторые считают
этот прием одной из педагогических технологий воспитания социальной солидарности) –
= составление своего «кодекса чести»
Слайд 35Приемы нравственной рефлексии
Анкетирование с размышлением;
Нравственный выбор (в проблемной ситуации)…
Слайд 36Интерактивные методы в НР
Алгоритм работы:
Дается тема (проблема) и несколько минут
для ее личного обдумывания.
Далее организуем групповое обсуждение предложенного вопроса.
Условие работы в группе: выслушать каждого, объединить схожие мысли, представить позицию группы всему классу.
После коллективного обсуждения следует голосование каждого за выбранные варианты.
В конце подводится итог .
Слайд 37ТРУДНОСТИ в НР
четвероклассникам также сложно осознать порой свою личную позицию,
у них еще нет четких жизненных ценностей,
трудности в коммуникации,
нехватка слов,
недостаточный
опыт участия в дискуссиях…
Слайд 38Сосредоточенность на себе
можно развивать и на других уроках,
в разнообразных
формах активного социально-психологического взаимодействия —
тренингах, ролевых играх,
групповых дискуссиях
в системе классных часов,
на занятиях дополнительного образования.
Слайд 40Нравственная рефлексия
Продолжение следует…