Разделы презентаций


Материалы доклада "Нравственная рефлексия"

Содержание

ЭПИГРАФ «Имея дело с проблемой прогрессирующей нравственной деградации

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Русецкая М.А.
Городские педчтения
Обнинск
28.03.2013
НРАВСТВЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Русецкая М.А.Городские педчтения Обнинск28.03.2013НРАВСТВЕННАЯ  РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 2ЭПИГРАФ
«Имея дело с проблемой прогрессирующей

нравственной деградации

части общества, мы стоим не только перед задачей улучшения морального климата, но и перед вопросом национального выживания…» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии XXI Международных Рождественских образовательных чтений в январе 2010г.
ЭПИГРАФ «Имея дело с проблемой прогрессирующей

Слайд 3ВОСПИТАНИЕ – часть обучения?

ВОСПИТАНИЕ – часть обучения?

Слайд 4ВОСПИТАНИЕ – итог образования?

ВОСПИТАНИЕ – итог образования?

Слайд 52002 г.
усилиями трех министерств РФ – по делам печати, телерадиовещания

и средств массовой коммуникации, образования и культуры была разработана межведомственная

федеральная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи» (2003-2007 гг.).
2002 г.усилиями трех министерств РФ – по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации, образования и культуры

Слайд 62008г.
В Госдуме был рассмотрен целый пакет из 16 федеральных законов,

направленных на защиту нравственности подрастающего поколения и долгосрочный (2008-2015гг.) проект

«Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и защиты нравственности в РФ».
2008г.В Госдуме был рассмотрен целый пакет из 16 федеральных законов, направленных на защиту нравственности подрастающего поколения и

Слайд 7Духовно-нравственные деформации в детской и подростковой среде

находятся вне контроля российского

государства и общества,

что серьезно угрожает национальной безопасности России.


Духовно-нравственные деформации в детской и подростковой среденаходятся вне контроля российского государства и общества, что серьезно угрожает национальной

Слайд 82009г.
издана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Данилюк

А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.), которая стала методологической новых образовательных

стандартов.
2009г.издана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.), которая стала

Слайд 9Концепция воспитания гражданина России
определяет
национальный воспитательный идеал (госзаказ на воспитание

нового гражданина России),
систему базовых национальных ценностей
и условия их

реализации.
Концепция воспитания гражданина Россииопределяет национальный воспитательный идеал (госзаказ на воспитание нового гражданина России), систему базовых национальных ценностей

Слайд 10Модель выпускника школы
«нравственный,
ответственный,
инициативный
и компетентный гражданин России».

Модель выпускника школы«нравственный, ответственный, инициативный и компетентный гражданин России».

Слайд 1112.12.2012г. Президентское Послание к Федеральному собранию
В.В. Путин в обозначил новый

вектор развития России –
духовно-нравственный.

12.12.2012г. Президентское Послание к Федеральному собраниюВ.В. Путин в обозначил новый вектор развития России – духовно-нравственный.

Слайд 12Национальный воспитательный идеал
и высшая цель нынешнего школьного образования —

гражданин и патриот
(так называемая «российская идентичность»).

Национальный воспитательный идеал и высшая цель нынешнего школьного образования — гражданин и патриот (так называемая «российская идентичность»).

Слайд 13ОРКСЭ и воспитательные цели
Цель курса: формирование у обучающегося мотивации к

осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и

религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
ОРКСЭ и воспитательные целиЦель курса: формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и

Слайд 14Одна из главных задач ОРКСЭ
научение детей нравственной рефлексии

Одна из главных задач ОРКСЭнаучение детей нравственной рефлексии

Слайд 15Рефле́ксия
(от лат. reflexio — обращение назад)
это перенос внимания

человека на самого себя
и на своё сознание,
на продукты

собственной активности.
Это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.
Рефле́ксия (от лат. reflexio — обращение назад) это перенос внимания человека на самого себя и на своё

Слайд 16Новообразование младшего школьного возраста
Рефлексия традиционно относится к важнейшим новообразованиям младшего

школьного возраста наряду с
развитием мышления,
познавательного интереса,
произвольности поведения.


Новообразование младшего школьного возрастаРефлексия традиционно относится к важнейшим новообразованиям младшего школьного возраста наряду с развитием мышления, познавательного

Слайд 17Нравственная рефле́ксия
анализ самого себя с точки зрения должного.
ЧТО ТАКОЕ

ДОЛЖНОЕ?
ОПК – заповеди Божии
СЭ - принятое большинством людей
ОРКСЭ –

заказ государства
Нравственная рефле́ксияанализ самого себя с точки зрения должного. ЧТО ТАКОЕ ДОЛЖНОЕ?ОПК – заповеди БожииСЭ - принятое большинством

Слайд 18Компоненты нравственной рефле́ксии (и этапы):
1) знания (нравственные представления и понятия);


2) чувства - внутреннее переживание, работа души - сердца, разума

и воли, воспитание
стремления к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию;
3) поступки – выполнение нравственных упражнений (совершение нравственного выбора в определенной предложенной ситуации);
4) деятельность – постепенное накопление собственного социального опыта
Компоненты нравственной рефле́ксии (и этапы):1) знания (нравственные представления и понятия); 2) чувства - внутреннее переживание, работа души

Слайд 19Схема воспитания (учитель истории А.В.Елисов)

Схема воспитания  (учитель истории А.В.Елисов)

Слайд 20ПОКАЗАТЕЛИ ВОСПИТАННОСТИ
Нравственная рефлексия наряду с
адекватной

самооценкой,
высоким уровнем развития эмпатии являются показателями воспитанности учащегося

ПОКАЗАТЕЛИ ВОСПИТАННОСТИНравственная рефлексия     наряду с адекватной самооценкой, высоким уровнем развития эмпатии являются показателями

Слайд 21Осознание своего эмоционального состояния
умения прислушаться к себе,
называть свои состояния

и настроения,
понимать свои качества и свои достоинства,
сильные и

слабые стороны
Сопутствующая задача - обогащение словаря школьников соответствующей лексикой для ведения таких разговоров,
в этом может помочь «Словарик Мисс Эмоции» или можно использовать Словарь настроений О.А.Лисовской
Осознание своего эмоционального состоянияумения прислушаться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и свои

Слайд 22УМЕНИЯ нравственной рефлексии (НР)
чувство ответственности за последствия своих поступков, попытки

их продумать;
умение чувствовать нравственную красоту и уродство (критерии различения

добра и зла);
воспитание социальных и нравственных чувств - доброжелательного отношения к сверстникам, уважительного отношения к взрослым, умения терпеливо выслушивать друг друга (начальные толерантные умения);
УМЕНИЯ нравственной рефлексии (НР)чувство ответственности за последствия своих поступков, попытки их продумать; умение чувствовать нравственную красоту и

Слайд 23УМЕНИЯ в НР
постепенное формирование нравственной позиции через демонстрацию (в нашем

случае – высказывание) своей точки зрения;
развитие желания действовать сообразно

полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствования;
УМЕНИЯ в НРпостепенное формирование нравственной позиции через демонстрацию (в нашем случае – высказывание) своей точки зрения; развитие

Слайд 24УМЕНИЯ в НР
позитивное отношение к обычаям и традициям своей семьи,

своего народа;
умение слушать и слышать, смотреть и видеть («Самого главного

глазами не увидишь»), осознавать и делать выводы;
умение встать на позицию других людей, чтобы постараться их понять (эмпатия);
позитивный эмоциональный опыт принятия нравственно-ответственных решений…
УМЕНИЯ в НРпозитивное отношение к обычаям и традициям своей семьи, своего народа;умение слушать и слышать, смотреть и

Слайд 25Приемы рефлексии
«Светофор» или «Термометр удовлетворен-ности»

Приемы рефлексии «Светофор» или «Термометр удовлетворен-ности»

Слайд 26Приемы рефлексии
Выбери предложение и продолжи его: «Я уже знал....»,


«Я узнал...»,
«Мне было интересно на уроке, потому что…»;

Приемы рефлексииВыбери предложение и продолжи его:  «Я уже знал....», «Я узнал...», «Мне было интересно на уроке,

Слайд 27Приемы рефлексии
Каким было общение на уроке? Выбери:

Приемы рефлексииКаким было общение на уроке? Выбери:

Слайд 28Приемы рефлексии
Более 50 приемов описаны в статье О.А.Костылевой «Приемы рефлексии

на уроке».

Приемы рефлексииБолее 50 приемов описаны в статье О.А.Костылевой «Приемы рефлексии на уроке».

Слайд 29Приемы нравственной рефлексии
Использование «Золотого правила нравственности»:
«Как бы ты хотел,

чтобы поступили с тобой в подобной ситуации?»
Золотое правило нравственности

Приемы нравственной рефлексии Использование «Золотого правила нравственности»:«Как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой в подобной ситуации?»

Слайд 30Не делай другим того, чего бы ты не хотел, чтобы

сделали тебе
Золотое правило нравственности

Не делай другим того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе Золотое правило нравственности

Слайд 31Приемы нравственной рефлексии
Прием «царский путь»
=«и нашим и вашим»)


поиск и нахождение решения,
утраивающее обе конфликтные стороны,
но

без нарушения нравственных норм
Приемы нравственной рефлексии Прием «царский путь» =«и нашим и вашим») – поиск и нахождение решения, утраивающее обе

Слайд 32Приемы нравственной рефлексии
Высказывание своей т.з.
Это могут быть и

просто ответы на проблемные вопросы (вслух и письменно).
Обсуждение какой-либо

проблемы
Приемы нравственной рефлексии Высказывание своей т.з. Это могут быть и просто ответы на проблемные вопросы (вслух и

Слайд 33Приемы нравственной рефлексии
Личностно-значимые вопросы,
к примеру,
«Задай свой вопрос

по теме»

Приемы нравственной рефлексии Личностно-значимые вопросы, к примеру, «Задай свой вопрос     по теме»

Слайд 34Приемы нравственной рефлексии
«Заявление о ценностях»
(некоторые считают

этот прием одной из педагогических технологий воспитания социальной солидарности) –


= составление своего «кодекса чести»
Приемы нравственной рефлексии «Заявление о ценностях»  (некоторые считают этот прием одной из педагогических технологий воспитания социальной

Слайд 35Приемы нравственной рефлексии
Анкетирование с размышлением;
Нравственный выбор (в проблемной ситуации)…

Приемы нравственной рефлексии Анкетирование с размышлением;Нравственный выбор (в проблемной ситуации)…

Слайд 36Интерактивные методы в НР
Алгоритм работы:
Дается тема (проблема) и несколько минут

для ее личного обдумывания.
Далее организуем групповое обсуждение предложенного вопроса.

Условие работы в группе: выслушать каждого, объединить схожие мысли, представить позицию группы всему классу.
После коллективного обсуждения следует голосование каждого за выбранные варианты.
В конце подводится итог .
Интерактивные методы в НРАлгоритм работы:Дается тема (проблема) и несколько минут для ее личного обдумывания. Далее организуем групповое

Слайд 37ТРУДНОСТИ в НР
четвероклассникам также сложно осознать порой свою личную позицию,


у них еще нет четких жизненных ценностей,
трудности в коммуникации,
нехватка слов,
недостаточный

опыт участия в дискуссиях…
ТРУДНОСТИ в НРчетвероклассникам также сложно осознать порой свою личную позицию, у них еще нет четких жизненных ценностей,трудности

Слайд 38Сосредоточенность на себе
можно развивать и на других уроках,
в разнообразных

формах активного социально-психологического взаимодействия —
тренингах, ролевых играх,
групповых дискуссиях

в системе классных часов,
на занятиях дополнительного образования.
Сосредоточенность на себеможно развивать и на других уроках, в разнообразных формах активного социально-психологического взаимодействия — тренингах, ролевых

Слайд 40Нравственная рефлексия
Продолжение следует…

Нравственная рефлексияПродолжение следует…

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика