Разделы презентаций


Современные аспекты профилактики социальной дезадаптации и аддикций подростков

Содержание

Аддиктивное поведение — это одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 «Современные аспекты профилактики социальной дезадаптации и аддикций подростков» Семинар для педагогов

ГОУ СОШ № 386 2009 – 2010 учебный год
Педагог – психолог

ГОУ СОШ №386
Скворцова Елена Аркадьевна
Социальный педагог ГОУ СОШ № 386
Соловьёва Наталия Николаевна
«Современные аспекты профилактики социальной дезадаптации и аддикций подростков»  Семинар для педагогов ГОУ СОШ № 386

Слайд 2
Аддиктивное поведение — это одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения

с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения

своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций

Скульптурная композиция
«Дети- жертвы пороков взрослых»
М. Шемякина. Болотная площадь.

Аддиктивное поведение — это одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности

Слайд 3Виды аддикций :









Химические
Нехимические
гемблинг

Виды аддикций :Химические Нехимические гемблинг

Слайд 4М. Орзак (Orzack, 1998) выделила следующие симптомы, характерные для интернет-зависимости:

Психологические

симптомы:
Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером.
Невозможность остановиться.
Увеличение

количества времени, проводимого за компьютером.
Пренебрежение семьей и друзьями.
Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером.
Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности.
Проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:
Сухость в глазах.
Головные боли по типу мигрени.
Боли в спине.
Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи.
Пренебрежение личной гигиеной.
Расстройства сна, изменение режима сна.

М. Орзак (Orzack, 1998) выделила следующие симптомы, характерные для интернет-зависимости:Психологические симптомы: Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером.

Слайд 5Согласно исследованиям К. Янг (Young, 1998), опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости)

являются:
Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту.
Предвкушение следующего сеанса он-лайн.


Увеличение времени, проводимого он-лайн.
Увеличение количества денег, расходуемых на интернет.

Признаками наступившей интернет-аддикции согласно К. Янг (2000) являются следующие критерии:

потребность проводить в сети все больше и больше времени;
повторные попытки уменьшить использование Интернета;
при прекращении пользования Интернетом возникают симптомы отмены, причиняющие беспокойство;
проблемы контроля времени;
проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);
ложь по поводу времени, проведенном в сети;
изменение настроения посредством использования Интернета.

Согласно исследованиям К. Янг (Young, 1998), опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту. Предвкушение

Слайд 6Признаки игровой зависимости

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990)

выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр, таких как:
Постоянная вовлеченность,

увеличение времени, проводимого в ситуации игры.

2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.

3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.

4. Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре.
Признаки игровой зависимостиЦ. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр,

Слайд 75. Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко

все более высокому риску.
6. Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым

«драйвом», все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.
7. Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) гемблинг возобновляется.

5. Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко все более высокому риску.6. Периодически возникающие состояния

Слайд 8Наркотическая аддикция
Наркотик – это химическое вещество или смесь веществ, отличных

от необходимых для нормальной жизнедеятельности, прием которых влечёт за собой

изменение функционирования организма и, его структуры.
Ощущения вызываемые наркотиками делятся на 3 группы факторов:
Фармакологические: химические свойства веществ, доза, способ приема.
Биологические: физиологические особенности, наследственность.
Психологические: причины первоначального использования (одиночество или компания), готовность испытать определённые ощущения.

Наркотическая аддикцияНаркотик – это химическое вещество или смесь веществ, отличных от необходимых для нормальной жизнедеятельности, прием которых

Слайд 9Большую часть дозы получают активно работающие органы(сердце, печень, мозг и

почки).
Чем лучше наркотик растворяется в жирах, тем легче достигает мозга,

оболочки клеток которого включают липидный слой, плохо пропускают другие вещества.
Большую часть дозы получают активно работающие органы(сердце, печень, мозг и почки).Чем лучше наркотик растворяется в жирах, тем

Слайд 10Выделяют 3 стадии развития наркомании:
I стадия: развитие психической зависимости и

нарастанием реакции организма к наркотику.
II стадия: возникновение физической зависимости (появление

абстинентного синдрома – ломки) и исчезновение приятного ощущения от приёма наркотика.
III стадия: развитие разнообразных осложнений в виде нарушений работы сердца, почек, печени и т.д),а так же включение в процесс метаболизма организма, способом их употребления и передозировкой.

Психическая и физическая зависимости формируются параллельно. Выражаются в болезненном стремлении человека вновь и вновь применять наркотический препарат для вызывания приятного эмоционального состояния
Выделяют 3 стадии развития наркомании:I стадия: развитие психической зависимости и нарастанием реакции организма к наркотику.II стадия: возникновение

Слайд 11Алкогольная аддикция
Это заболевание, которое включает потребность в алкоголе, несмотря на

нарастание многих связанных с его употреблением трудностей (потеря работы, проблемы

с законом, утрата семьи).

Характеризуется 4 - мя симптомами:
Потребность в алкоголе
Неспособность ограничивать его количество
Физическая зависимость
Абстинентные синдромы (тошнота, рвота, судороги)
Алкогольная аддикцияЭто заболевание, которое включает потребность в алкоголе, несмотря на нарастание многих связанных с его употреблением трудностей

Слайд 12Алкоголизм формируется по воздействием:
факторов окружающей среды (особенности воспитания, влияния

друзей, подверженность стрессу, доступность алкоголя)
наследственность
Обнаружены связи алкоголизма

с детскими заболеваниями, такими как: дефицит внимания и гиперактивность. Эти заболевания сопровождаются минимальными мозговыми повреждениями и имеют целый ряд симптомов: импульсивность, неспособность к концентрации внимания и усидчивости.

Алкоголизм формируется по воздействием: факторов окружающей среды (особенности воспитания, влияния друзей, подверженность стрессу, доступность алкоголя)наследственность

Слайд 13Табачная аддикция
Курение табака - один из наиболее распространенных видов наркомании,

охватывающий большое количество людей. Дымящаяся сигарета доставляет привычному курильщику удовольствие.

Потребность в курении после принятия пищи, во время выпивки, при отрицательных эмоциях и во время напряженной работы. Сигарета является больше отвлекающим фактором: переключение сознания на неё помогает отодвинуть неприятные мысли, прервать тяжелую работу. Совместное курение облегчает контакт между людьми, является хорошим предлогом для знакомства.
Табачная аддикцияКурение табака - один из наиболее распространенных видов наркомании, охватывающий большое количество людей. Дымящаяся сигарета доставляет

Слайд 14 Воздействие никотиновой зависимости на человека
смолы,
никотин,
бензапирен,


оксид углерода,
аммоний,
диметилнитрозамин,
формальдегид,
цианистый водород,
акролеин,
остатки пестицидов,

полоний-210,
калий-40,
радий-226,

Табачный дым содержит более 4000 компонентов из них –
43 известных канцерогенов:

радий-228,
торий-228,
4-аминобифенил,
толуол,
N-нитрозометилэтиламин,
гидразин,
нитрометан,
нитробензол,
изопрен,
ацетон,
ацеталь
дегид,
бензин

Воздействие  никотиновой  зависимости на  человекасмолы, никотин, бензапирен, оксид углерода, аммоний, диметилнитрозамин, формальдегид, цианистый

Слайд 15 Причины подросткового курения в представлении подростков (открытый вопрос)
Подростки назвали множество

причин, объясняющих, почему их сверстники курят. В ответах на открытый

вопрос, наиболее часто встречались следующие:
Причины подросткового курения в представлении подростков  (открытый вопрос)  Подростки назвали множество причин, объясняющих, почему

Слайд 16Технология Пяти "почему?"

Цель: Обеспечить поиск истинных причин рассматриваемой проблемы

с целью эффективного их разрешения.
Суть метода:
Пять "почему?" - эффективный инструмент,

использующий вопросы для изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе конкретной проблемы, определения причинных факторов и выявления первопричины. Рассматривая логику в направлении "Почему?", мы постепенно раскрываем всю цепь последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему
Технология Пяти

Слайд 17Достоинства метода
Один из простейших инструментов.
Помогает установить первопричину проблемы.
Определяет взаимосвязи между

различными причинами проблемы.
Недостатки метода
Решение только простых задач. Не рассматривается логическая

проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, т. е. в данном инструменте отсутствуют правила проверки в обратном направлении от первопричины к результатам.
Достоинства методаОдин из простейших инструментов.Помогает установить первопричину проблемы.Определяет взаимосвязи между различными причинами проблемы.Недостатки методаРешение только простых задач.

Слайд 18Чтобы узнать коренную причину, задай вопрос «почему?» примерно 5 раз


Процедура проведения анализа коренной причины:
Определите отправную проблему или причину высокого

уровня, предназначенную для последующего анализа;
Методом мозгового штурма определите причины, соответствующие уровню более низкому, чем уровень отправной точки;
Для каждой идентифицированной причины поставьте вопрос: «Почему именно она служит причиной возникновения исходной проблемы?»;
После каждого нового ответа на поставленный вопрос задавайте его снова и снова до тех пор, пока никаких других ответов не останется. Возможно, это будет одна из коренных причин проблемы. Как показывает практика, число таких итераций равняется пяти «Почему?».

Чтобы узнать коренную причину, задай вопрос «почему?» примерно 5 раз  Процедура проведения анализа коренной причины:Определите отправную

Слайд 19
Причинно - следственная диаграмма  или «Рыбий скелет» — это инструмент,

позволяющий выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие).




Причинно - следственная диаграмма  или «Рыбий скелет» — это инструмент, позволяющий выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие

Слайд 20Образец выполнения задания
За первый триместр Иванов Петя по математике получил

отметку «2».
За первый триместр Иванов Петя по математике получил отметку

«2» потому, что из 12 текущих отметок получил четыре «3» и восемь «2».
Иванов Петя получил восемь «2» потому, что отвлекался на уроках и не выполнял задания данные учителем.
Иванов Петя отвлекался на уроках и не выполнял задания данные учителем потому, что не понимал изучаемый материал и ему было скучно.
Иванов Петя не понимал изучаемый материал потому, что имеет пробелы в знаниях, которые не были своевременно ликвидированы.
Пробелы в знаниях не были своевременно ликвидированы потому, что недостаточно внимания было уделено индивидуальной работе учителем с данным учеником.

Образец выполнения заданияЗа первый триместр Иванов Петя по математике получил отметку «2».За первый триместр Иванов Петя по

Слайд 21 Ситуации
Учащиеся 8 класса систематически не выполняют домашнее задание по

истории.
Родители 7- мых классов плохо посещают родительские собрания.
Часть девочек 9

– тых классов регулярно приходят в школу в одежде не делового стиля.
Ученики 5 «а» класса на уроках английского языка часто переговариваются и играют с мобильными телефонами.
Ученик Борисов Илья 2 раз остается на второй год



СитуацииУчащиеся 8 класса систематически не выполняют домашнее задание по истории.Родители 7- мых классов плохо посещают родительские

Слайд 22 Схема ответа 5 «почему»

Вопрос: почему? Ответ: потому что ….
Вопрос:

почему? Ответ: потому что ….
Вопрос: почему ? Ответ: потому что

….
Вопрос: почему? Ответ: потому что ….
Вопрос: почему? Ответ: потому что ….

Схема ответа 5 «почему»Вопрос: почему? Ответ: потому что ….Вопрос: почему? Ответ: потому что ….Вопрос: почему ?

Слайд 23Таким образом, идея построения модели профилактической работы в ГОУ СОШ

состоит в том, что профилактика аддиктивного поведения в школе наряду

с развитием личности ребенка и коррекцией девиантного поведения должна быть ориентирована на устранение социально-педагогических факторов, способствующих возникновению и развитию аддиктивного поведения. Устранение таких факторов представляется возможным в силу того, что у школьного учреждения имеется ряд преимуществ в организации взаимодействия с семьей.
 
Основные направления профилактической работы

1. Профилактическая работа с семьей:
 проведение диагностики детско-родительских отношений, выявление семей из группы риска;
организация совместных с детьми досуговых мероприятий (ОДОД);
индивидуальное консультирование родителей по вопросам детско-родительских отношений.
Таким образом, идея построения модели профилактической работы в ГОУ СОШ состоит в том, что профилактика аддиктивного поведения

Слайд 242. Воспитательно-педагогическая работа с детьми:

проведение мероприятий, обеспечивающих легкую

адаптацию ребенка к СОШ;
разработка и внедрение проектов, ориентированных на формирование

привычки к здоровому образу жизни;
 реализация программ социально-личностного развития детей, обеспечивающих формирование эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков;
 создание условий, побуждающих детей к самостоятельной познавательной активности каждого ребенка и проявлению личностного потенциала;
2. Воспитательно-педагогическая работа с детьми: проведение мероприятий, обеспечивающих легкую адаптацию ребенка к СОШ;разработка и внедрение проектов, ориентированных

Слайд 253. Организационно - методическая работа по профилактике зависимостей

:

 организация внутренних обучающих семинаров для педагогов;
реализация программ профессионального

выгорания педагогов;
разработка дистанционного консультирования родителей

3. Организационно - методическая работа  по профилактике  зависимостей : организация внутренних обучающих семинаров для педагогов; реализация

Слайд 26 Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика